Свой овощ лучше

Розничные сети самостоятельно выращивают огурцы и занимаются импортом овощей и фруктов - это не только помогает снизить зависимость от посредников, но и стало одним из инструментов борьбы за покупателя
Если «Магнит» доведет площадь собственных теплиц до 120 га, он станет одним из крупнейших производителей овощей в стране/ Магнит

Российская полка. 25-30

процентов в продажах овощей и фруктов в «Дикси» составила в 2013 г. доля российских производителей, рассказывает Магкеев. Поставки моркови, картофеля, лука, свеклы - «борщевого набора» - обеспечиваются российскими производителями практически на 100%. «Когда партнеры поставляют российский урожай в наши магазины - к примеру, томаты или огурцы, мы их не импортируем», - говорит Магкеев. Решение по сопоставимым товарам принимается в пользу более дешевой закупки. «Но если мы видим, что качество товара существенно отличается, мы готовы закупить более дорогую партию у иностранного производителя, чтобы предложить качественный продукт покупателю», - отмечает ритейлер

Что откуда

На полки магазинов «Дикси» овощи и фрукты поступают со всех уголков планеты, рассказывает Магкеев: гранаты - из США и Турции, чеснок - из Китая, груши - из Бельгии, Аргентины и Франции, редис - из Израиля, огурцы - из Белоруссии, Испании, Турции, перцы и баклажаны - из Голландии и Израиля, персики и нектарины - из Испании и Греции. Испанские производители также поставляют цитрусовые, баклажаны, перец, мандарины, хурму, сливу, дыни, клубнику и салат.

Тепличный комплекс «Зеленая линия» крупнейшего российского ритейлера «Магнит» к концу года вырастет почти вдвое: осенью в Краснодарском крае будет сдан блок промышленных теплиц площадью 20 га. Еще один такой блок будет запущен в начале 2015 г., сообщал ритейлер в начале этого года. Теплицы розничной компании расположены в станице Пластуновской Краснодарского края: на 40 га краснодарская компания выращивает огурцы, помидоры, салат, укроп и петрушку. Капитальные затраты на развитие проекта ритейлер оценивает в 3,6 млрд руб. без НДС (около $100 млн) при общих капзатратах на этот год в $1,7-1,8 млрд. Вторая очередь теплиц ритейлера окупится быстрее, чем стартовые мощности, считает Мария Колбина из «ВТБ капитала», - как ожидается, примерно за пять лет. Первый блок теплиц, по ее расчетам, будет окупаться дольше - 8-9 лет.

Первые объявления о том, что ритейлер займется не совсем профильным для себя бизнесом, сделали в 2010 г. краснодарские чиновники. С 40 га теплиц «Магнит» собрал в 2011 г. 800 т томатов и 200 т огурцов, говорилось в отчете компании за 2011 г., данные по урожаю в 2012 г. ритейлер не раскрывал. В перспективе, рассказывал гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий, общая площадь теплиц может дорасти до 120 га. При выходе на полную мощность тепличное хозяйство сможет обеспечивать 60% потребностей «Магнита» в овощах, рассчитывает сеть. Эксперты оценивали, что с такими планами «Магнит» может стать одним из крупнейших производителей овощей в стране.

«Возможность полагаться на собственное производство овощей поддерживает рентабельность компании, так как они [теплицы] улучшают ситуацию с товарными остатками и ассортимент», - объясняет логику «Магнита» Колбина. Этот бизнес изначально строится под гарантированный объем закупок, подчеркивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Он не имеет маркетинговых и прочих издержек, это действительно хороший пример оптимизации [издержек]. Кроме того, это стабильность качества: при эффективной логистике «Магнита» потери на этапе транспортировки могут быть минимальны», - рассказывает аналитик.

Еще один плюс - собственные производственные мощности поддерживают продолжающуюся экспансию ритейлера по стране. Теплицы позволяют «Магниту» обеспечивать поставки качественных огурцов, помидоров и фруктов в отдаленные регионы, ведь огурцы, привезенные сначала, например, из Турции, по дороге куда-нибудь на Урал просто потеряют товарный вид, говорит старший аналитик UBS Светлана Суханова. В этом году «Магнит» собирается открыть около 1100 магазинов «у дома» и 80 гипермаркетов разных размеров (на конец января у сети было 8129 магазинов). При этом краснодарская сеть идет все дальше на восток: в конце февраля 2014 г. совет директоров ритейлера одобрил создание филиалов операционной компании сети в Новосибирске и Томске. Сейчас у ритейлера есть универсамы в девяти населенных пунктах Тюменской области и два гипермаркета, а также магазины в Новосибирске, Омской области, Ханты-Мансийском округе.

В условиях борьбы сетей за трафик собственное производство может поддерживать поток покупателей. Тепличные проекты позволяют поддерживать качество и доступность свежей продукции в магазинах «Магнита», а это помогает удерживать поток покупателей, отмечала ранее Татьяна Кормильцева из «Открытия».

Другие крупные сети пока не говорят о планах самостоятельно выращивать овощи, но, как и «Магнит», в последние годы уже начали активно импортировать овощи и фрукты напрямую, без специализированных посредников. До того как «Магнит» начал прямой импорт свежей продукции, эта категория товаров была для ритейлеров одной из самых высокомаржинальных, вспоминает Суханова. Но потом ситуация изменилась: из товаров, на которых ритейлеры зарабатывали, «Магнит» сделал промокатегорию, направленную на улучшение сервиса и привлекательности своего магазина для покупателя, включил овощи и фрукты во все промокаталоги. «Чтобы получить хорошие цены и не работать по свежей продукции себе в убыток, другим ритейлерам пришлось тоже начать прямой импорт овощей и фруктов», - говорит Суханова. Включение овощей и фруктов в ассортимент во многом, по ее словам, призвано улучшать сервис для покупателя, а также создавать дополнительный приток трафика.

Второй по выручке продовольственный ритейлер России - X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») запустила прямой импорт около трех лет назад. Сейчас такой импорт в общем товарообороте магазинов X5 составляет 2,1%, говорит представитель ритейлера Владимир Русанов. Правда, если в непродовольственных товарах доля прямого импорта доходит до 20%, то в продовольственных (фрукты, овощи, сыр, рыба, морепродукты, йогурты, корма для животных) она пока невысока - 0,7-1,0%, уточняет он.

«Мы с интересом наблюдаем за опытом наших коллег-ритейлеров [в собственном производстве], но пока предпочитаем сосредоточиться на развитии профильных направлений бизнеса. Вместо создания собственных мощностей мы следим за развитием плодоовощной отрасли в России и ближайшем зарубежье», - говорит вице-президент по логистике и международному сотрудничеству «Дикси» Марат Магкеев. Этот ритейлер начал работать с прямым импортом в конце 2010 г. За 2013 г. доля овощей и фруктов, которые «Дикси» привозит из-за рубежа сама, достигла 6-10% общей выручки в зависимости от сезона, рассказал Магкеев (комментарии он передал через представителя). Пул поставщиков состоит из 120 компаний из 23 стран мира. Например, из Европы «Дикси» везет в первую очередь фрукты: в зависимости от сезона около 65% доставляется сухопутным путем и 35% - морским. На выбор поставщика влияют даже политическая обстановка и природные условия, говорит он. Например, в период политических волнений в Египте возникали форс-мажорные ситуации в поставках апельсинов, отмечает Магкеев. «Развитие прямого импорта позволяет сократить цепочку поставки от производителя к потребителю [и в результате] увеличить остаточный срок хранения продукции», - говорит он.

«Азбука вкуса» начала прямой импорт овощей и фруктов в 2009 г., рассказывает представитель сети Антон Голубков. Сейчас через собственный прямой импорт компания ввозит до 30% всех овощей и фруктов, которые продаются в «Азбуке вкуса». По некоторым товарам себестоимость прямого импорта получается на 15-20% ниже рыночного предложения, к тому же собственные поставки дают больше гибкости и позволяют экспериментировать с ассортиментом, рассказывает Голубков.

Прямой импорт - это очень хорошая возможность снизить издержки и повысить сохраняемость товара на полке, говорит и Бурмистров. Это не столько более качественные овощи и фрукты, сколько овощи и фрукты, которые быстрее попали на полку, а значит, дополнительные дни смогут на этой полке находиться, объясняет эксперт. Правда, если точность планирования продаж у сети недостаточна, прямой импорт может, наоборот, увеличить долю списания товара, отмечает он.