Военный конфликт в СПЧ

Заявление 30 членов Совета по правам человека о недопустимости ввода войск в Крым вызвало демарш лояльных членов совета, они требуют сменить руководство
А. Никольский/ РИА Новости

Группа из 10 членов президентского Совета по правам человека (СПЧ), представляющих лояльные власти организации, вчера демонстративно покинула зал заседаний совета после того, как их коллеги отказались обсуждать вопрос о снятии с сайта СПЧ текста заявления о недопустимости ввода российских войск в Крым. Заявление было опубликовано на сайте СПЧ 2 марта, под ним поставили подписи 30 из 61 члена СПЧ, еще шесть членов совета тогда же опубликовали особое мнение, не согласившись с мнением группы.

«Проблемы Украины должны решаться политическим урегулированием и постоянным поиском компромисса по важнейшим спорным вопросам, но никак не с помощью ввода войск... (что) чревато дальнейшей эскалацией насилия и более масштабными нарушениями прав человека. Мы считаем необходимым полностью исключить использование вооруженных сил в ходе урегулирования внутриполитического кризиса в Украине», - полагают подписавшие заявление правозащитники.

Как заявил сразу после открытия вчерашнего заседания член СПЧ Игорь Борисов, его и его единомышленников возмущает, что группа членов совета «возомнили себя наднациональными судьями», разместив на сайте совета политическое по сути заявление, подготовленное, «по всей вероятности, на английском и за пределами России». Подписавшие заявление - иностранные агенты, они против президента России, пояснила с места член СПЧ Мария Большакова. Борисов потребовал дезавуировать заявление как не отражающее позицию всего совета и провести расследование, как оно могло появиться на сайте СПЧ. Заявления на сайте могут публиковать любые группы членов совета, это не противоречит регламенту, возразил председатель СПЧ Михаил Федотов.

Заявление группы воспринимается как заявление всего совета, поддержал Борисова Кирилл Кабанов. Чтобы этого не происходило, имеет смысл внести в регламент изменения и публиковать на сайте совета только те решения, которые поддержало большинство, предложил Владимир Легойда. Совет создавался не для того, чтобы делать заявления, он должен консультировать президента, а не делать политические заявления, заметил он, при этом в целом недопустимо, чтобы совет критиковал решение президента, добавил член Общественной палаты Иосиф Дискин. Если по вопросу не удастся найти компромисса - значит, в совете будет раскол, резюмировал их коллега по СПЧ, председатель международного комитета Госдумы Алексей Пушков. Однако их предложение поставить на голосование вопрос о снятии с сайта заявления по Украине не нашло поддержки у большинства присутствовавших на заседании членов совета, после чего недовольные таким развитием событий покинули зал.

Из-за политизации работы совета группа участников демарша намерена ходатайствовать перед президентом о смене руководства СПЧ как забросившего правозащитную тематику, заявил позже Борисов. Федотова могли бы сменить уполномоченный по правам человека Владимир Лукин (срок его полномочий истек 18 февраля) или столичный омбудсмен Александр Музыкантский. Это полномочия президента, у него есть право в любое время изменить состав совета, напомнил Федотов. На вопрос «Ведомостей» о возможности смены руководства СПЧ пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что ситуация сейчас рассматривается.

Понятны озабоченность и возмущение тем, что заявление делается от имени всех членов совета без общего обсуждения, тем более что тема выходит за рамки вопросов защиты прав человека и развития гражданского общества, а именно они должны быть в приоритете ввиду складывающейся гуманитарной катастрофы, отмечает источник в Кремле. Предложения Легойды по изменению регламента наверняка найдут поддержку и в самом совете, и в Кремле, поскольку предупреждают будущие конфликты, уверен источник, близкий к руководству СПЧ.

Федотов умело модерирует работу неоднородного по своим взглядам совета, в случае если Кремль примет решение о его замене, далеко не всякий его преемник сможет сохранить совет как полноценный правозащитный орган, считает директор движения «За права человека» Лев Пономарев.