Гражданское общество: Без права на информацию

Прогнозировать дальнейшее развитие событий в Крыму и на Украине сегодня крайне сложно, куда понятнее - хотя и совсем не оптимистично - выглядит ближайшее будущее внутриполитической и общественной жизни в России. Нас, похоже, ожидает дальнейшее сворачивание пространства свободы под громкую музыку псевдопатриотической истерики.

События последней недели наглядно демонстрируют неприятный тренд: во вторник гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева объявила, что телеканал потерял 80% аудитории и скорее всего будет вынужден закрыться через 1-2 месяца: таков результат одновременного отключения «Дождя» ведущими операторами после не понравившегося властям опроса о блокаде Ленинграда. Заявление Синдеевой прозвучало на заседании президентского Совета по правам человека, где в тот же день разразился скандал: недовольные заявлением 27 членов совета о неприемлемости ввода войск на Украину заявляли о недопустимости критики действий президента и предлагали уволить председателя совета Михаила Федотова.

В тот же день профессор МГИМО Андрей Зубов рассказал СМИ, что ему предложили от имени ректора написать заявление об увольнении по собственному желанию, пригрозив в противном случае уволить «по статье». Повод - статья в «Ведомостях», в которой профессор сравнил события в Крыму с присоединением Австрии в марте 1938 г. к фашистской Германии. Правда, уже в среду, после того как эта история получила резонанс и за Зубова вступились многие его коллеги, ректор МГИМО публично объявил, что увольнения не будет.

Российское общество уже потеряло многие важные институты. Так, оно лишилось парламента как представительного органа: нынешний очевидно не отражает настроений российских избирателей. Последний пример: Совет Федерации разрешил президенту начать войну с ближайшим славянским соседом, при том что больше 70% россиян, по данным ВЦИОМа, высказались против вмешательства Кремля во внутренние дела Украины.

Российское общество потеряло право мирного собрания на улицах своих городов. Сегодня речь идет не только о невозможности без санкций властей ходить по улицам с лозунгами и плакатами, но и молча и без плакатов стоять у административных зданий: из сотен задержанных у Замоскворецкого суда москвичей, пришедших поддержать обвиняемых по «болотному делу», большинство оказались в автозаках только за то, что стояли недалеко от здания суда. Границы дозволенного сужаются с невероятной быстротой: еще недавно мало кто мог поверить, что в Северной столице блокадник проведет почти сутки в полиции за плакат «Миру мир!», а затем получит от судьи штраф в 10 000 руб. при пенсии в 6500 руб.

Сегодня у российских граждан пытаются отнять право на получение объективной информации, на публичное обсуждение современных и исторических событий. Вместо дискуссий им предлагают самую низкосортную агрессивную пропаганду на каналах, финансируемых налогоплательщиками. Отстоять свое право на свободу слова - жизненная необходимость для общества, иначе потерять связь с реальностью может не только руководство страны, но и значительная часть ее народа. То, что Зубов еще преподает, а «Дождь» еще вещает, дает надежду, что эта борьба пока не проиграна.