Вижу - живу

В Москве состоялись Некрасовские чтения, посвященные 80-летию одного из самых значительных авангардных поэтов последних десятилетий - Всеволода Некрасова

Это удивительный опыт - слушать сообщения о поэзии человека, которого почти все выступавшие знали лично, а на вопросы из зала получать ответы вроде: «Сам Всеволод Николаевич говорил мне об этом так...» Подставив вместо имени Некрасова «Пушкин», «Тургенев» или «Блок», мы поймем уникальность происходившего в дни чтений. Объект исследования еще жжет, время его пока не остудило (поэт умер в 2009 году), дистанции меж ним и нами практически никакой. Для исследователей его творчества это вызов, проверка инструментария и набора привычных ключей - отмыкают ли они тексты автора, ушедшего так недавно, с той же легкостью, как тексты классиков, например?

С другой стороны, стихи Всеволода Некрасова (1934-2009) уже наследие, и наследники - филологи Галина Зыкова и Елена Пенская - грамотно и планомерно его систематизируют и публикуют. За последние два года благодаря их и поэта Михаила Сухотина усилиям вышло уже три издания: «Стихи. Вологда, 2012» (Библиотека московского концептуализма Германа Титова) и «Авторский самиздат» (М.: Совпадение, 2013), «Самара» (М.: Цирк Олимп, 2013). Недавно в Российский архив литературы и искусства был передан и некрасовский архив, только что ему присвоили номер - и значит, рукописи и самиздатовские книжки Некрасова отныне народное достояние.

На чтениях речь шла о стратегиях перевода не всегда переводимого Некрасова на другие языки, о ритмическом словаре, который долгие годы Некрасов составлял, об изменениях в его поэзии, наступивших после перехода с пишущей машинки на компьютер, о теме детства в текстах последних лет, наконец, о визуальном в его поэзии. Что было уместно еще и потому, что литературная судьба Некрасова оказалась вплетена в историю русского художественного андеграунда: со многими его представителями поэт дружил, а некоторые его тексты стали основой для картин Эрика Булатова, в том числе классическое «свобода есть», «живу - вижу».

За свою жизнь Некрасов собрал большую коллекцию работ Булатова, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Франциска Инфанте, Лидии Мастерковой, Михаила Рогинского и многих других. Сегодня основная часть этой коллекции, более 300 объектов, передана в Отдел частных коллекций ГМИИ им. Пушкина. Вскоре выйдет и каталог, подготовленный ее куратором, старшим научным сотрудником музея Анной Юрьевной Чудецкой. Кто знает, возможно, в нынешнем, юбилейном для Некрасова году музею удастся сделать поклонникам русского авангарда еще один подарок: выставить коллекцию или хотя бы избранное из нее на всеобщее обозрение в Москве?

Кстати, завершились чтения как раз разговором о том, что самое время выпустить демократичное «Избранное» поэта: действительно, шаг в процессе канонизации необходимый.