Знак серьезного внимания

В Азии издавна существует культура обмена подарками и услугами в корыстных целях. Международным корпорациям это создает дополнительные этические проблемы
Fotolia/ PhotoXPress

В Лондоне есть небольшой фонд прямых инвестиций, который работает с технологическими компаниями. Руководит фондом человек, которого мы назовем Майком. Реальное имя этого человека и название его фонда в определенном кругу известны, но не знакомы всему миру.

В 2001 г. (еще до принятия закона о взятках в Великобритании), когда на полках магазинов появились первые айподы, Майк проявил мудрость и щедрость. Устройства продавались только в США, и даже там их было нелегко достать. Через личные связи Майк купил целую коробку айподов и раздарил новые игрушки руководителям банков, работающих с технологическими компаниями, и брокерам в Лондоне.

Люди всегда запоминают такие щедрые жесты. Так же как запоминают пренебрежение или оскорбление. Например, один банковский руководитель из Азии жалуется на плохое отношение со стороны крупных международных компаний в сфере прямых инвестиций. Они отменяют встречи в последнюю минуту, их представители зевают на презентациях или вообще уходят с половины. Поэтому, когда речь заходит о первом обзвоне инвесторов, список открывает имя Майка. «Звонок Майку вполне естествен. Это в человеческой природе», - говорит банкир.

Можно ли считать предложение работы в вашей компании родственнику человека, с которым вы хотели бы вести бизнес, небольшим личным подарком? Этот вопрос волнует сегодня многих азиатских банкиров. Тем более что именно сейчас американские власти расследуют, действительно ли компания JPMorgan нанимала на работу детей важных государственных чиновников Китая, чтобы получить привилегии в бизнесе.

JPMorgan отказался от участия в проведении первичного размещения акций Tianhe Chemicals на сумму около $1 млрд, так как дочь председателя совета директоров этой компании до этого работала в банке. Однако Tianhe Chemicals - частная компания. Поэтому, строго говоря, участие в листинге не подпадало под действие закона.

Теперь в размещении акций будет участвовать UBS, где сейчас работает дочь председателя совета директоров Tianhe Chemicals. UBS от участия в листинге не отказывается. Хотя банк только что временно отстранил от дел двух местных своих сотрудников, непосредственно принимавших девушку на работу. Но это случилось только потому, что банк изучает, не было ли сбоев в самой процедуре найма, рассказывают источники, знакомые с ситуацией. В китайской же традиции прием на работу дочери председателя совета директоров Tianhe Chemicals не считается нарушением. Разве что совсем небольшим.

Согласно американскому закону о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности любые поощрения чиновников иностранных правительств с целью получить конкурентное преимущество нелегальны. Закон не распространяется на попытки поощрения работников частных компаний, что с практической точки зрения кажется странным, так как наем на работу дочери председателя совета директоров можно посчитать попыткой подкупа.