Доказательство прошлого

В Ханты-Мансийске завершился фестиваль дебютов «Дух огня». В его международном конкурсе удивил накал социальности, в российском - странный выбор фильмов

На международном поле сошлись одиннадцать фильмов с разбросом стран-производителей - от Ирана до Румынии и от Франции до Сингапура. Географические различия не помешали, однако многие авторы сосредоточились на однокоренных проблемах, связанных с недавним или не таким уж давним национальным прошлым, не изжитым и все еще болезненным. Маоизм ли это в китайской «Семейной истории», блокада ли в российско-американском «Ленинграде», брежневские ли гнусности в биографическом «Параджанове», произведенном Украиной, Францией, Арменией и Грузией, румынские ли мерзости времен развитого Чаушеску в драме «Что и требовалось доказать». В собранной Андреем Плаховым коллекции нашлось место и фильмам иного толка - к примеру, германо-турецкой психологической драме «Йозгат-блюз», которая социальностью пренебрегает, но погоду в Ханты-Мансийске делало другое кино.

Система ценностей председателя жюри режиссера Андрея Смирнова ни для кого не секрет, его общественный темперамент не придушен художественными интересами, а взгляды ни в одном пункте не совместимы с нынешним демагогическим воем государственнического динамо про «эффективного менеджера» и «осквернение великого прошлого». Это позволяло с высокой вероятностью вычислить главного соискателя «Золотой тайги» - черно-белый фильм Андрея Грушницкого «Что и требовалось доказать», обладающий строгими художественными достоинствами нового румынского кино и острой ненавистью к органам и их людоедству под видом защиты национальных интересов. Здесь в их липкую возню вовлечен ученый, неосмотрительно решившийся на западную публикацию своих математических трудов, и его без вины виноватые близкие. Так и произошло: Смирнов выбрал Грушницкого и, судя по косвенным признакам, на своем выборе настоял. По той же логике серебро досталось Сержу Аведикяну и Елене Фетисовой за почтительный фильм о Параджанове, а бронзу взял китаец Цуй Цзянь за семейный портрет в маоистском интерьере.

Российская программа удивила, и резко: она выглядела антиподом международной. Претендовать на коллективный портрет отечественного дебютного кино и выкинуть «Интимные места», «Зимний путь» и «Горько!» за их, надо полагать, не самые диетические свойства - это все равно что проводить финал чемпионата мира с командами второго эшелона. Там играют неплохие команды, но другого класса, и выдавать их за флагманы - радикально искажать общую картину, что совершенно не требовалось еще раз доказывать в Ханты-Мансийске.