ЦКАД дорожает на ходу

Первая секция Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) может оказаться дороже заявленных 50 млрд руб. Подорожали материалы, необходимо пересчитать расходы на выкуп земель, полагает аудитор
Правительство может не вписаться в смету строительства четырехполосной магистрали ЦКАД/ А. Махонин/ Ведомости

Мегапроект строительства ЦКАД, призванной отвлечь от Москвы транзитный трафик, будет под особым контролем, не раз обещали чиновники. Новое кольцо вокруг Москвы будет проложено до 2019 г. рядом с малым бетонным кольцом. Строительство платной четырехполосной трассы (по две в каждую сторону) обойдется в 300 млрд руб., половину из них предоставит фонд национального благосостояния.

Первая секция ЦКАД протяженностью 49,5 км предусматривает строительство дороги от Каширского шоссе на юг до 11-го км бетонки. Его стоимость предварительно оценена в 52,4 млрд руб.: из них частные инвестиции составят 6,8 млрд, государство вложит 45,6 млрд. Еще свыше 4 млрд руб. - затраты на подготовку территории.

Проект должен пройти технологический и ценовой аудит, а для контроля расходов предложено использовать банковское сопровождение. «Ведомостям» удалось ознакомиться с аудиторским заключением на первую стадию проекта. Его подготовил «Сетек инжиниринг», российский филиал французской инжиниринговой компании Setec, отобранный лишь в январе.

Стоимость первой секции ЦКАД в целом соответствует «наиболее сопоставимым объектам-аналогам», пишет аудитор. Правда, в качестве таковых были выбраны проектируемые трассы все того же «Автодора», над которыми работал тот же проектировщик, что и на первой секции, - «Союздорпроект». «Сетек» сравнивал затраты на первую секцию со стоимостью еще одного участка ЦКАД и секции трассы М11 Москва - Санкт-Петербург с 58-го по 149-й км. Смета для первой секции ЦКАД составлена корректно, пишет аудитор, но реальная стоимость может оказаться выше на 5%, или 2,6 млрд руб. Стройматериалы в реальности дороже, чем указано в смете, выяснил «Сетек», запросив цены у поставщиков. Например, рыночная стоимость песка оказалась на 82% выше, щебня - на 50%.

Если сметная стоимость материалов не соответствует рыночным ценам, подрядчик окажется в тисках, есть риски убытков, сетует сотрудник строительной компании. Вся надежда претендентов на контракт будет на то, что чиновники учтут замечания аудитора.

Некоторые необходимые расходные статьи и вовсе не учтены в смете, указывает «Сетек», но не приводит оценку этих затрат. Например, нет расчетов стоимости экологического сопровождения строительства.

Часть расчетов уже неактуальна: с момента инженерных изысканий прошло пять лет, а гарантия по некоторым из них - всего два года, аудитор рекомендует их обновить. Аналогичная проблема и с землей: нужны дополнительная инвентаризация земель в полосе отвода и повторная оценка затрат на резервирование и выкуп, при этом стоимость может вырасти, указано в отчете.

Зато сэкономить можно на стадии эксплуатации, указывает «Сетек». Во-первых, сейчас в проекте заложены слишком маленькие межремонтные сроки - 4 года для ремонта и 12 лет для капремонта, это ниже нормативов. Аудитор предлагает использовать современные технологические решения, увеличить сроки до 6 и 18 лет соответственно и таким образом провести за время эксплуатации не три, а два ремонта и сократить эксплуатационный платеж на 3,4%. К тому же оценка затрат на содержание не учитывает гарантийные обязательства подрядчика, т. е. в итоге может быть ниже.

Но если использовать заложенные в проекте конструкции дорожного покрытия, расходы на стадии эксплуатации могут, напротив, вырасти, предупреждает «Сетек»: предложенные конструкции не соответствуют стандартам самого «Автодора», возникает риск преждевременного разрушения.

Помимо стоимости строительных материалов точных расчетов удорожания по иным статьям в отчете аудитора нет, удивляется сотрудник инфраструктурной компании, а в качестве объектов-аналогов целесообразнее использовать проекты других разработчиков и других заказчиков. На аудит у «Сетек» был всего месяц, из-за столь сжатых сроков была идея вообще отказаться от аудита для первого участка, признают два человека, курирующие проект, но правительство приняло директивное решение. На оставшихся участках кольца от аудита будет больше пользы, надеется один из собеседников «Ведомостей».

Если рекомендации аудитора будут включены в конкурсную документацию, будущий инвестор будет обязан их учесть, говорит представитель «Автодора». Окончательное решение о внесении изменений в документацию принимает правительство. Но в секретариате вице-премьера Аркадия Дворковича заключение аудитора еще не видели, говорит его пресс-секретарь.

Задача аудита - рассмотреть различные технологические и стоимостные решения, насколько они соответствуют современным технологиям и заданным требованиям, а также проверить, обоснованы ли расходы, объяснял министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. Заключение по первой секции будет обсуждаться только на этой неделе, говорит представитель Абызова, а затем будет вынесено на общественные слушания. Запросы «Ведомостей» в «Сетек» остались без ответа.