Руль надежнее рубля

Падение рубля заставило российских граждан поторопиться с покупкой новых автомобилей - в феврале многие иномарки показали двузначный рост продаж. Но в целом рынок упал на 2%
Дилеры ловят покупателей на падающий рубль/ М. Стулов/ Ведомости

В феврале 2014 г. в России было продано 206 476 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 2% меньше, чем в феврале прошлого года, подсчитал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По данным АЕБ, самым продаваемым автомобилем осталась Lada (30 896 шт., минус 16% к февралю прошлого года), на второй строчке - Nissan (17 158, плюс 31%), на третьей - Renault (16 721, плюс 9%).

В прошлом месяце спрос был выше, чем обычно в этот сезон, и причина тому - слабеющий рубль: покупатели опасались роста цен на импортные автомобили, объясняет председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (его слова приведены в сообщении). К концу февраля курс доллара вырос до 36,05 руб.: с начала года он прибавил 10,15%, за февраль - 2,28%.

Февральские продажи превзошли ожидания дилеров. Казанский «Транстехсервис» (в его портфеле 24 бренда) в первые два месяца года ожидал традиционного спада продаж, но вместо этого в феврале они выросли на 30%, говорит председатель совета директоров компании Вячеслав Зубарев. У группы «Ключавто» (29 автоцентров в Краснодарском и Ставропольском крае, а также в Ростовской области) продажи в феврале выросли на 38%, рассказывает PR-директор группы Владимир Вербицкий.

Среди топ-25 марок по продажам больше всех выросли в феврале Honda, Toyota и Nissan (см. рисунок). Toyota прогнозировала «стабильные продажи», а они в январе - феврале прибавили 33%, несмотря на пересмотр цен: на семь моделей они выросли на 0,9-2%, говорит представитель компании. У «Автоспеццентр Ниссан Химки» в феврале 2014 г. продажи выросли на 72%, сообщил директор филиала Денис Давыдов.

По словам Давыдова, причина роста - нестабильная ситуация с долларом, а также кредиты и скидки, причем на автомобили не только 2013 г., но и 2014 г. Зубарев объясняет всплеск продаж инфляционными ожиданиями населения. «Вероятно, люди, видя, что рубли дешевеют, предпочитают покупать за них товары, - согласен Вербицкий. - При этом доля машин, проданных в кредит, немного упала». Еще один фактор - желание купить автомобиль прошлого года с максимальной скидкой, указывает Сергей Паршиков, директор дилерского центра Hyundai компании «Авилон автомобильная группа».

Падение продаж на 2% в целом по рынку - это скорее негативный результат, считает директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. В первые месяцы года дилеры традиционно распродают стоки плюс в этом году рубль падает - в такой ситуации «минуса быть не должно», уверен Дацкив.

Поведение рынка в феврале позволяет надеяться на достижение прошлогоднего уровня продаж, прогнозирует Шрайбер. Ряд производителей планируют повышать цены с апреля, поэтому в марте можно ждать активности покупателей этих брендов, знает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко. Зубарев, напротив, ждет отрицательной динамики: «Большинство тех, кто имел сбережения и планы купить автомобиль, уже сделали это».