Мальчик, не тормози

На экраны выходит фильм «Need for Speed: жажда скорости», в котором компания Walt Disney робко учит юного зрителя вести себя плохо
Отличие фильма от компьютерной игры - нужда в бензине и в сюжете/ kinopoisk.ru

Need for Speed - одна из самых популярных компьютерных игрушек на свете. В разных вариациях она выпускается уже двадцать лет, но смысл не меняется: ты за рулем роскошной гоночной машины летишь-свистишь по трассе, обгоняешь преследователей, уходишь от неприятностей (это часто копы) - и сам черт тебе в подмогу.

«Need for Speed: жажда скорости» - фильм, совместно произведенный компаниями Dreamworks и Walt Disney. Учитывая специфику игры, сюжет к ней можно было привинтить абсолютно любой: все равно не найдется сумасшедших, которые пойдут на киноверсию Need for Speed ради сюжета.

Хотя бы такого: в захолустном городишке живет паренек Тоби (Эрон Пол из сериала Breaking Bad), автомеханик, который оказывается великим гонщиком. Он сам в себя не верит, но у него есть приятель, которого регулярно посещают видения. В частности, он видит Тоби победителем супергонки. В скором времени приятель погибнет в автокатастрофе, после чего не верить в его пророчества станет как-то неудобно.

В одной из ключевых сцен другой приятель Тоби, офисная крыса, решает бросить работу и посвятить себя автомобилям - а на прощание устраивает в офисе стриптиз, срывая с себя костюм, рубашку, брюки и трусы, чтоб выйти на улицу голым. Это несколько антисоциальное поведение - но Need for Speed, надо заметить, вообще редкий для Walt Disney фильм, в котором юного зрителя ненавязчиво, но последовательно учат вести себя плохо. Здесь поощряются гонки без правил (очень опасные как для водителей, так и для прохожих), а полицейские предстают однозначно неприятными парнями, мешающими развлекаться парням хорошим. Здесь нормально воровать машины и вертолеты, потому что это веселый способ вознестись над повседневностью (в самой зрелищной сцене фильма автомобиль летает над каньонами, подцепленный с помощью вертолетного троса). За слишком быструю езду и хамство по отношению к копам можно загреметь за решетку, но тюремная тема сводится к двум кадрам: герой заходит в тюрьму и выходит из тюрьмы, а промежуток обозначается титром типа «прошел год», так что ничего драматичного в этом опыте зритель не заметит.

Американские критики уже шипят про крайнюю безответственность героев и авторов. Что ж, по крайней мере в этом фильме не курят и не занимаются сексом. Другой вопрос, что из Need for Speed не вырисовывается никакой жизненной установки, которую Walt Disney страсть как любит подсовывать целевой аудитории. Если в какой-нибудь «Храброй сердцем» отчетливо была видна мораль - «надо быть храброй, свободной и независимой», если в других мультфильмах подчеркивалось, например, благородство самопожертвования, то здесь все сводится к довольно бессмысленному желанию прийти к финишу на две секунды раньше соперника, а дальше хоть трава не расти. Что, наверное, нормально, когда ты сидишь перед телевизором и тупо рубишься с приятелями, но выглядит странно, когда ты даже ничем не можешь управлять - просто наблюдаешь, как машинками управляют другие.

Это даже не шестисерийный «Форсаж», в котором все-таки были экзотика, какой-никакой сценарий и харизматичные герои, на которых было не наплевать. Хотя и в «Жажде скорости» есть мысль о том, что человека, запертого в горящей машине, надо из этой машины вытащить, даже если он негодяй, - но это примерно вся отмеренная главному герою добродетель.

Что касается гонок - очень жаль, но ничего феерического в этой автомобильной порнографии нет. Машины прекрасны, но ощущение бешеной скорости и настоящего полета возникает слишком редко. Рассказывают, кстати, что режиссер Скотт Во буквально заставил Эрона Пола - не великого гонщика - направить на него машину и остановить в трех сантиметрах. Пол в ужасе сказал: «Я же тебя собью!» - на что режиссер гордо ответил: «Сбивай!» Просто Во хотелось сделать шикарный кадр (он сам держал в руках камеру). Пол послушался режиссера и только чудом сумел затормозить вовремя. Так вот, я прочел об этом уже после того, как посмотрел картину, и вдруг сообразил, что этого кадра просто не помню. Он оказался совершенно проходным. Тестостерон тестостероном, эскапизм эскапизмом, но безответственность на самом деле вознаграждается не так уж часто, как хотелось бы мальчикам, зажавшим в потных ладонях игровые контроллеры.

В прокате с 13 марта