Vimpelcom не с теми связался

Не платил ли Vimpelcom Ltd. откаты структурам, связанным с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой? Похоже, именно этим вопросом заинтересовались сейчас прокуратура Нидерландов и Комиссия по ценным бумагам и биржам США
Денис Абрамов/ Ведомости

Телекоммуникационный холдинг Vimpelcom Ltd. сообщил, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) ведет в отношении его расследование и запросила ряд документов. Расследование, причем уголовное, идет и в Европе: во вторник, 11 марта, головной офис Vimpelcom в Амстердаме посетили сотрудники прокуратуры Нидерландов, они также изъяли ряд документов. Судя по всему, дело связано с операциями Vimpelcom в Узбекистане, говорится в сообщении холдинга; документы, доступ к которым запросили чиновники, касаются именно Узбекистана, объяснил руководитель по внешним коммуникациям Vimpelcom Артем Минаев.

Vimpelcom работает в Узбекистане восемь лет: в январе 2006 г. российский «Вымпелком» (весной 2011 г. ставший частью международного Vimpelcom Ltd.) объявил, что приобрел у своего акционера Altimo 100% компании «Бакри Узбекистан телеком» (бренд Buztel) за $60 млн, а у греческой розничной сети Germanos, ее основателя Паноса Германоса и ЕБРР - 100% оператора Unitel за $200 млн (без учета долгов). Сделка с Altimo вызвала много вопросов у аналитиков: компания, которая на момент приобретения обслуживала всего 2500 человек в Ташкенте, обошлась «Вымпелкому» в неслыханные до тех пор $24 000 за абонента. «Вымпелком» объяснял, что заплатил за «самый полный частотный ресурс среди узбекских операторов» (Buztel владел лицензией GSM-900/1800 по всей стране); кроме того, если рассматривать покупки Buztel и Unitel как единую сделку, то один абонент в Узбекистане обошелся «Вымпелкому» в $755, что было сопоставимо с деньгами, заплаченными МТС в 2004 г. за лидера узбекского сотового рынка «Уздунробита».

Altimo не получала запросов от регулирующих органов в связи со сделкой по Buztel, знает человек, близкий к «Альфа-групп» (Altimo управляет ее телекоммуникационными активами). Вице-президент Altimo Евгений Думалкин от официальных комментариев воздержался. А второй по величине пакета акционер Vimpelcom - норвежский Telenor сообщил, что власти Норвегии обратились к нему в связи с расследованием, касающимся Vimpelcom. Telenor подчеркивает, что не является стороной в этом расследовании.

Vimpelcom не первый сталкивается с проблемами в Узбекистане.

Расследование операций в этой стране уже стоило должности президенту шведско-финской TeliaSonera Ларсу Нюбергу: в начале 2013 г. нанятая этой компанией юридическая фирма Mannheimer Swartling выяснила, что при выходе на узбекский рынок в 2007 г. TeliaSonera платила людям из окружения дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой. В частности, TeliaSonera приобрела у принадлежавшей этим людям фирмы Takilant 3G-лицензии, частоты и номера для своей узбекской «дочки» Coscom, причем расплатилась частично ее акциями. А в 2010 г. она выкупила 20% Coscom у Takilant обратно за $220 млн. Оснований для обвинения TeliaSonera в даче взяток юристы не нашли, но все же упрекнули компанию за недостаточно тщательную проверку местного партнера.

Вчера вечером TeliaSonera сообщила, что нидерландские власти проинформировали ее местное подразделение о проведении расследования, связанного с подозрениями в подкупе должностных лиц и отмывании средств. Нидерландская «дочка» TeliaSonera управляет в том числе и узбекскими активами компании, говорится в сообщении.

С именем Каримовой может быть связана и история МТС, которая была вынуждена уйти из Узбекистана в 2012 г., после того как к работе ее местной «дочки» «Уздунробита» одновременно предъявили претензии генпрокуратура, госкомсвязи, налоговые и антимонопольные органы этой страны. В ноябре 2012 г. МТС подала иск к Узбекистану в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном банке, слушаний по существу еще не было. Одним из предположительных бенефициаров сделок, стоивших должности президенту TeliaSonera, юристы Mannheimer Swartling называли Бехзода Ахмедова, несколько лет руководившего узбекской «дочкой» МТС и бежавшего из страны за несколько дней до того, как у нее начались проблемы.

С Takilant, из-за которой попала под подозрение TeliaSonera, сотрудничал и «Вымпелком»: эта фирма являлась его партнером в 2007-2009 гг. - ей принадлежал миноритарный пакет акций Unitel, говорит Минаев. Но он уверен, что все операции Vimpelcom в Узбекистане были законными.

Запрос «Ведомостей» в прокуратуру Нидерландов остался без ответа, представитель SEC отказался от комментариев.