Причины и следствия: Выбор Крыма, выбор России

Крым на последних выборах голосовал за «пророссийские» партии и кандидатов. Но голосование за присоединение к России - это совсем другое/ ALEKSANED ZOBIN/ AFP

Каковы будут последствия референдума в Крыму? Многие лидеры западных стран, в том числе президент США Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель, уже высказали свою позицию: референдум противоречит международному праву и в случае присоединения Крыма нашей стране грозят экономические санкции. Насколько далеко они будут готовы пойти по этому пути, будет зависеть от того, как на самом деле проголосуют жители Крыма. Однако исход референдума, в котором на карту поставлено политическое и экономическое будущее нашей страны, предсказать невозможно.

Вопрос о том, что имеет приоритет - территориальная целостность и суверенитет государства или право его части на самоопределение, - юридически неразрешим. На протяжении истории вопросы признания новых государств решались, что называется, «по понятиям», по совокупности таких факторов, как политическая целесообразность, количество жертв в предшествующей гражданской войне, поддержка иностранных держав или ощущение моральной правоты сторон. И если за присоединение к России выскажется большой процент проголосовавших при высокой явке и относительно чистом подсчете голосов, то последствия для нашей страны, скорее всего, будут не столь тяжелыми. В таком случае западным политикам будет трудно продать своим избирателям дорогостоящую идею ввода экономических санкций, не говоря уже о каком-либо военном вмешательстве. Хотя причины оспаривать легитимность референдума будут в любом случае: российские войска в Крыму, спешка, отключение украинских телевизионных каналов за неделю до голосования, отсутствие длительной общественной дискуссии перед референдумом и международных наблюдателей на избирательных участках, частично способных легитимировать референдум.

Все будет иначе, если результаты референдума придется подделывать. Опыт российских выборов показывает, что масштабные фальсификации невозможно скрыть. Они легко видны по совокупности электоральной статистики и показаний свидетелей и наблюдателей. Запад прагматично смотрит на электоральные махинации в авторитарных государствах, считая, что фальсифицированные выборы - это проблема жителей страны, в которой эти выборы происходят. Однако Крым - другой случай, ведь фальсификации, по сути, будут оправдывать вооруженное вторжение одной страны в другую и захват части ее территории. В таком случае присоединение Крыма будет интерпретировано единственным возможным образом: как завоевание. Сдерживание России и других агрессивных ядерных держав станет для стран Запада внешнеполитическим вызовом, на который их политикам (если не нынешним, то их преемникам) придется отвечать. Скорее всего, таких же последствий следует ожидать, если референдум пройдет при низкой явке и бойкоте со стороны крымских татар или если на референдуме не будут присутствовать независимые наблюдатели.

Как на самом деле проголосуют жители Крыма и какой будет явка на референдуме? Этого никто не знает. На президентских выборах 2010 г. поддерживаемый Россией Виктор Янукович набрал в Крыму 78% голосов при явке свыше 65% (и, по всей видимости, без масштабных вбросов). На выборах в Верховную раду в 2012 г. явка была всего 49,5% (при том что Партия регионов и компартия в сумме набрали 72% голосов). Однако голосование за «пророссийские» партии и кандидатов и голосование за присоединение к России - это несравнимые вещи. Согласно опросу, проведенному на Украине 8-14 февраля этого года Киевским международным институтом социологии, среди жителей Крыма всего 41% высказался за то, что «Россия и Украина должны объединиться в одно государство» (при большой - не менее 10-12% - статистической погрешности ввиду небольшого числа опрошенных крымчан). Как изменилось мнение жителей Крыма в столь насыщенные событиями последние три недели, пожалуй, не может сказать никто.

Прогнозировать явку и результаты крымского референдума было бы очень сложно, даже если бы он проходил в менее экстремальных условиях и если бы были привлечены значительные аналитические ресурсы. Достаточно вспомнить, насколько разошлись с реальностью прогнозы прошлогодних выборов мэра Москвы. Изначально рассчитывая получить до 80% голосов при высокой явке, действующий мэр Сергей Собянин с трудом победил в первом туре, набрав 51,4% голосов избирателей при явке всего в 32%.

Неопределенность с явкой и результатом референдума - один из многочисленных рисков кампании по присоединению Крыма. Эти риски велики настолько, что неприемлемы для решений, принимаемых в мирное время. Запуск сценария аннексии Крыма говорит либо о том, что это решение было принято наобум, без просчета возможных исходов событий, либо о том, что наш политический режим готов заставить россиян платить очень высокую цену, если в его геополитических играх что-то пойдет не так. Экономические и политические санкции, переход Европы на сланцевый газ, визовые ограничения, размежевание с народом Украины и враждебное к нам отношение с его стороны, нестабильность (или даже гражданская война) в Крыму, втягивание России в разрушительную для ее экономики гонку вооружений - вот далеко не полный список возможных последствий для нашей страны.

Владимир Путин, в свою очередь, потеряет, или уже потерял, последние гарантии личной безопасности в случае ухода из Кремля. Теперь добровольный уход из власти потребует от него в первую очередь большого личного мужества. Другой путь - держаться за власть до последнего, пока он не умрет от старости или пока его не отстранят от власти против его воли. И одному Богу известно, через что россиянам и их соседям придется пройти до того, как это случится.