Заинтересовать рублем

Банкам не хватает рублевой ликвидности. Они пытаются удержать население от перетока в валюту, повышая ставки рублевых вкладов и снижая доходность валютных
Банки предлагают не забирать рубли с депозитов, а оставить под более высокую ставку/ Д. Абрамов/ Ведомости

На этой неделе сразу три крупных банка повысили доходность рублевых вкладов. «Возрождение» подняло ставки по вкладам в рублях на 0,35 процентных пункта, одновременно резко снизив привлекательность валютных вкладов (минус 0,7 п. п.). Теперь по рублям банк дает максимально 9,9% годовых, а по валюте - 2,5%. «Уралсиб» увеличил доходность рублевых вкладов на 0,4-0,8 п. п.: теперь по классическим вкладам сроком на год - максимум 9%. А ХКФ-банк сегодня вводит полугодовой рублевый вклад под 10% (при этом сохраняя вклад под 8% с возможностью досрочного снятия).

Как дешевеет рубль. 6,7%

на столько за последний месяц снизился курс рубля к евро, курс рубля к доллару ослабел на 4,6%. Вчера на торгах Московской биржи на 20.40 мск доллар стоил 36,5 руб., евро - 50,75 руб.

Так банки пытаются привлечь рублевую ликвидность и удержать переток вкладчиков в валюту. На фоне дешевеющего рубля (см. врез) люди бросились конвертировать сбережения в валюту - как в наличные, так и в счета или вклады. «В связи с ослаблением курса рубля мы ожидаем, что в ближайшее время ставки по рублевым депозитам на рынке будут расти», - говорит представитель ХКФ.

За последние две недели валютная структура привлечения вкладов кардинально поменялась, сейчас 70% новых вкладов открывается в валюте, а раньше эта доля была 20%, рассказывает зампред правления «Уралсиба» Илья Филатов. «На прошлой неделе мы отметили заметный приток валютных вкладов, а рублевое привлечение несколько снизилось», - говорит начальник управления пассивных и комиссионных операций «ВТБ 24» Ашот Симонян: причем ряд вкладчиков предпочел снять рублевые вклады, потеряв на процентах, и перевести их в валюту.

Разница в ставках людей не останавливает. Большинство российских банков дают по годовым валютным вкладам 1,7-2%, а по рублевым - 8-8,5% годовых. Люди перекладываются в валюту не ради доходности, а чтобы избежать потерь от обесценения рубля, замечает Филатов. Когда рубль теряет 7-8% за месяц, а рублевые вклады дают доходность 7-8% за год, переток населения в валюту неизбежен - на валютных курсах потери будут больше, чем заработанная доходность в рублях, признает Симонян.

«Объем валюто-обменных операций в нашем банке вырос - население и в Москве, и в регионах увеличило покупку наличных долларов и евро», - говорит зампред правления Банка расчетов и сбережений Игорь Дмитриев. Банки будут вносить в структуру привлечения коррективы, увеличивая разницу между ставками по рублевым и валютным вкладам, полагает он. Но опасения, что в случае дальнейшего снижения курса рубля люди просто уйдут в наличные, «преждевременны», считает Дмитриев.

Если девальвация будет плавной, склонность граждан к сбережениям в рублях сохранится, но при сильных движениях вкладчики предпочтут наличную валюту, несмотря на повышение банками ставок по рублевым вкладам, уверен Симонян. «ВТБ 24» пока не принял решение о коррекции ставок по вкладам: у него традиционно очень высокая доля валютных вкладов - более 30%, в то время как в среднем по рынку - 10-15%. «Мы анализирует ситуацию, будем смотреть динамику рублевого притока», - объясняет Симонян. Представитель Сбербанка отказался комментировать этот вопрос.

«Из разговоров с банкирами мы знаем, что у населения растет спрос на валюту, и вероятно, банки пытаются сбалансировать валютную структуру привлечения вкладов с помощью ставок», - говорит заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. Есть ли основания для пересмотра прогноза по динамике вкладов, АСВ оценит по результатам анализа квартальной отчетности банков, говорит он.

«Проблема с валютой - ее надо куда-то размещать, а доходность валютных операций сейчас низкая, и спрос на валютные кредиты невысок - это в основном компании-экспортеры, а те, у кого выручка рублевая, не рискуют [брать кредиты в валюте]», - говорит топ-менеджер крупного банка. Розничное кредитование после кризиса только рублевое, добавляет он.