Люди, как и мы с вами

«Фотобиеннале 2014» официально открылось четырьмя выставками. Каждая достаточно интересна и понятна зрителям, но не знатокам и просвещенным любителям
Дэвид Херн. Лланидлоес. Местный духовой оркестр ведет за собой Гражданский парад, который проводится в Лланидлоесе в последний раз. Из серии «Земля моего отца», 1973 © Magnum Photos

Ольга Свиблова, директор музея Московский дом фотографии, он же «Мультимедиа арт музей, Москва», официально открыла Девятый международный месяц фотографии «Фотобиеннале 2014» (трудно привыкнуть к этим нелепым сложносочиненным названиям). Героиней открытия стала американская актриса Джесика Лэнг, любимая нашим зрителем еще со времен фильма «Тутси», в титрах которого ее фамилия писалась как Ланж, так же много лет и произносилась.

Присутствие выставки оскароносной актрисы в программе фотобиеннале оказалось единственной неожиданностью в вернисажный день. Три другие выставки - звезды фото- и видеоарта Ширин Нишат и двух высокопрофессиональных английских фоторепортеров - не разочаровали, но оказались ожидаемо качественными.

Ширин Нишат представляли девять фотографий актеров, в страстных позах иллюстрирующих название цикла «Не спрашивай, куда ушла любовь». Тут секрет впечатления - в оформлении, декорации. Фотографии в человеческий рост, утопленные в черные глубокие ниши, воспроизводят театральную иллюзию. Преувеличенная выразительность мимики и жестов в такой сценической коробке кажется искусной, а не искусственной, трагической. Цикл этот сделан для станции неапольского метро «Толедо», а вся линия этого новейшего метрополитена была превращена в арт-объект сильнейшими художниками нашего времени (Илья Кабаков, Уильям Кэнтридж, Боб Уилсон, Аниш Капур и другие такие же прекрасные).

Ширин Нишат недавно не повезло в кино, ее первый фильм кинокритики не приняли и не поняли. Джессика Лэнг снималась много, у лучших режиссеров в запомнившихся фильмах, так что, казалось бы, полностью творчески состоялась в основной профессии. Обычно фотографии знаменитостей, особенно актеров, - только самонадеянная игра в фотографа, повторение найденного другими.

Отчасти так можно сказать и про сделанное Лэнг, ее черно-белые густо контрастные кадры со световыми эффектами, повествовательностью и обязательным «настроением» кажутся уже виденным, но у классиков фотографии. Анри-Картье Брессон, которого Лэнг назвала своим кумиром, не делал таких откровенно драматичных снимков, как в ее мексиканском цикле. Но увидеть в потоке жизни кадр актриса явно училась у прославленного француза. Еще одно - в ее вполне женском взгляде на мир есть чувство и сочувствие, но без сентиментальности. Дети, например, сняты без сантиментов.

Выставки «Земля моего отца» Дэвида Херна и «Англия, моя Англия» Криса Стил-Перкинса довольно похожи. И тут и там сцены повседневной жизни сняты верной профессиональной рукой со скрытой мужской теплотой по отношению к ландшафту и людям, родине. Стил-Перкинс работает жестче и парадоксальнее, хотя никой пресловутой британской эксцентричности в его фотографиях нет. Непутевая молодежь, жалкие старики, запущенная промзона, фашиствующие бритоголовые, подвыпившая деваха, выпрыгивающая из платья, - они такие же, как и в материковой Европе, хоть западной, хоть восточной.

Еще необычнее, что ощущение «как везде» приходит и к смотрящему на репортажную съемку Херна, много лет - с 60-х по 90-е - снимавшего уходящую натуру, шахтерский Южный Уэльс и его жителей, трудящихся валлийцев. А также его горы и пастбища. С упадком угольного производства жизнь в шахтерских поселках теряет свой давно сложившийся уклад, о чем, кстати, снято немало британских фильмов. То ли из-за них, то ли из-за похожих русских и украинских проблем все эти грубые и честные лица, дурацкие сельскохозяйственные конкурсы, фермерские ярмарки, вечеринки в пабах, религиозные процессии и особенно турнир по домино в Кардиффе (местные против лондонцев) воспринимаются как родные, ну или давно знакомые.