От редакции: Санкции за спонтанность

М.Стулов/ Ведомости

В преддверии воскресного референдума о статусе Крыма США и ЕС начали активно готовиться к введению санкций против России.

На прошлой неделе президент США Барак Обама издал указ, обеспечивающий правовую основу для введения санкций против лиц и организаций, угрожающих территориальной целостности Украины. В среду ОБСЕ официально назвала референдум незаконным и противоречащим нормам международного права. В четверг канцлер Германии Ангела Меркель выступила в бундестаге с беспрецедентно резким заявлением, сказав, что продолжение взятого Россией курса может обернуться для нее «катастрофой». Одновременно процесс присоединения России приостановила ОЭСР, поддержав просьбу Украины о сотрудничестве. В среду Европарламент согласовал пакет санкций, которые могут быть одобрены 17 марта. Эти меры предполагают визовые ограничения и замораживание активов лиц, ответственных за крымский кризис.

Это все мягкие санкции. Если политическое решение не будет найдено, возможна вторая волна санкций, предполагающая ограничение операций российских финансовых институтов на мировом рынке. В этом случае, по оценке бывшего министра финансов России Алексея Кудрина, отток капитала может увеличиться до $50 млрд в квартал (в I квартале 2013 г. он составил $28 млрд, в четвертом - в $16,6 млрд). Самый жесткий, «иранский» вариант может также предполагать замораживание международных резервов России, банковских активов и прекращение кредитования российских компаний.

В своей колонке для Project Syndicate экономист Сергей Гуриев пишет, что в краткосрочной перспективе опаснее всего могут быть торговые санкции (годовой экспорт России, прежде всего углеводородный, оценивается в $600 млрд, а импорт - в $500 млрд), в долгосрочной - отток прямых иностранных инвестиций, объем которых в 2013 г. достиг $80 млрд. Впрочем, о торговых санкциях пока Запад ничего конкретного не говорит.

Эффект санкций не складывается из одних только экономических факторов. Ряд исследований, в частности работа политолога Николая Маринова из Мангеймского университета, показывают, что результатом экономических санкций часто оказывается политическая дестабилизация и раскол элит.

Прогнозы санкций и в целом возможных потерь для российской экономики и политики вследствие крымского кризиса заставляют видеть в действиях российской стороны не заранее продуманную стратегию, а импровизацию. Не важно, свидетельствует ли это о плохой информированности или спонтанности решений, сигнал международному сообществу и инвесторам выглядит вполне однозначно: действия России непредсказуемы.