Не дальше будуара

«Галантные игры» - выставка французских гравюр в стиле рококо из фонда Пушкинского музея. Искусных, подробных, старомодных
Старые гравюры можно долго рассматривать/ С. Портер/ Ведомости

Выставка игривых французских гравюр первой половины XVIII века несколько запоздала. Лет шесть назад, до экономического кризиса, гедонистическая житейская философия галантного века резонировала с десятилетием гламурным. Та же демонстративная беззаботность, любовь к игре и развлечениям, предпочтение искусственной красоты естественной (лицо-маска от пудры и румян или от силикона и ботокса), изнеженные разряженные мужчины (франты или метросексуалы), тонкие в талии женщины с выдвинутой напоказ грудью (но никакого фитнеса, разумеется). А гравюры играли роль глянцевых журналов - демонстрировали и пропагандировали модные наряды, прически, образ жизни и сексуальное поведение. Сейчас мода быть модным ушла.

Гравюры с подробнейшим изображением модниц, модников, актеров, карнавалов и увеселительных прогулок достали из музейных запасников исключительно согласно научному плану - до них дошла очередь выйти на свет. Некоторые листы из шести десятков показанных сделаны по нарядным картинам Антуана Ватто, Франсуа Буше и Жана Фрагонара. Но лишены их нежнейшего очаровывающего цвета, мягкости. Игла - не кисть, хотя по части тонкости штриха и градаций черного здесь все в порядке. Но все равно гравюры кажутся несколько нудными, пусть и затейливыми и искусными. Каждый лист полон подробностей, так что их можно не только часами разглядывать, но и рассказы писать.

К сожалению, пояснения к листам сделаны по-каталожному, описано, что мы и так видим, нечто вроде «в то время как хозяйка дома смотрится в зеркало, ее супруг весьма откровенно ухаживает за горничной». А что написано на самих гравюрах, не переведено.

Большинство из них попало в госхранение после революции. В том числе из собраний князей Барятинских и графов Бобринских. Они начали их коллекционировать с «времен Очаковских и покоренья Крыма».

Как правило, в таких графско-княжеских собраниях было множество изображений с совершенно фривольными сюжетами, даже порнографических - их можно считать аналогами современных мужских журналов. На вопрос, много ли гравюр не попали в экспозицию потому, что в музей ходят дети, куратор выставки Наталия Веденеева ответила, что достаточно. И пояснила критерий отбора: галантные игры кончаются в будуаре, в алькове происходит другое.

До июня