В ответе за каждую букву

С недавних пор компании озаботились расширением кругозора сотрудников и начали приобщать их к чтению деловой литературы. Работники опасаются, что это может превратиться в обязаловку
Д.Гришкин/ Ведомости

О вкусах спорят. 81%

работающих россиян, если у них выдается время на чтение, предпочтут художественную литературу, выяснили специалисты исследовательской компании Online Market Intelligence, опросив по просьбе «Ведомостей» 1548 респондентов

58%

выберут узкоспециализированную литературу

33%

опрошенных - деловые издания

Работодателям небезразлично, что и в каких количествах читают их подчиненные. Так, в компании МГТС сотрудники пользуются электронной библиотекой, которая насчитывает более 2000 книг научной, деловой и исторической литературы. Доступ к ней через внутренний портал позволяет видеть, какая литература наиболее востребована. В 2013 г., например, больше всего (60%) было прочитано книг научно-технического характера, 30% составила деловая литература и остальные 10% - исторические и узкоспециализированные материалы.

Тем не менее катастрофическая нехватка времени остается основной проблемой для многих менеджеров. «Недавно я решила серьезно проанализировать одну из популярных теорий менеджмента и вникнуть в то, что было написано по этой теме, - рассказывает Анна Бурова, директор по консалтингу и организационному развитию WardHowell. - Прочитав только часть книги, я убедилась в своей гипотезе: использование данной теории на практике совершенно не соответствует тому, что закладывали в основу идеи ее создатели. Но для того, чтобы подготовить статью об этом, мне необходимо было осмысленно дочитать несколько книг до конца. На это осмысленное чтение мне не хватает времени уже третий месяц, хотя нормативные пять книг привычным методом «наискосок» я уже прочла».

Мобильное чтение

90% читающих деловую литературу используют электронную библиотеку. 76% читают бумажные книги: либо их покупают, либо ходят в обычные библиотеки. IT-разработчики стремятся изменить ситуацию и свести эти 76% к минимуму.

Так, на российском рынке работает компания - Redmadrobot, которая осуществляет техническое решение идеи мобильных корпоративных библиотек. Она существует с 2008 г. и специализируется на разработке разного рода мобильных приложений.

«Идея принадлежит издательству «Альпина паблишер», - рассказывает Алексей Макин, гендиректор Redmadrobot. - Вместе мы учредили дочернюю компанию Alpina Digital, которая ведет разработку и внедрение библиотеки. По сути, это еще один инструмент дистанционного управления развитием и обучением персонала, но его отличие от тех же видеокурсов в том, что он позволяет отслеживать активности всех категорий сотрудников».

Статистика привязывается к аккаунту пользователя, поясняет Александр Негруца, гендиректор Alpina Digital: «HR-специалист получит в личном кабинете следующие данные: кто читает, название книги, процент чтения, время, проведенное за чтением».

Последний критерий позволяет оценить то, насколько внимательно сотрудник читал книгу, говорит Макин. Если статистика покажет 1000 слов в минуту, значит, он просто бегло пробежал текст глазами.

Библиотека в телефоне

Корпоративная библиотека - это база-хранилище с подключенными к ней приложениями для мобильных платформ iOS и Android, а также веб-версией для чтения с компьютера, поясняет Негруца. Стоимость услуги мобильной библиотеки зависит от количества сотрудников, коллекции книг и необходимости покупки прав на дополнительные книги. Стандартное предложение, например деловая библиотека из 600 книг по бизнесу, менеджменту, маркетингу плюс нон-фикшн, стоит 500 000 руб. для 100 сотрудников в год, говорит Негруца.

«В первую очередь клиентами являются компании с большим количеством менеджеров, - замечает он. - Некоторым мы поставляем также более нишевую литературу, которая продается отдельной коллекцией, например книги по IT, праву или фармацевтике».

«Библиотекой «Альпины паблишер» сотрудники банка «Уралсиб» пользуются с июня 2010 г., на сегодня это уже около 10 000 читателей», - рассказывает Мина Аракелян, замруководителя корпоративного университета.

«Читать профильную литературу очень важно - тех, кто не развивается, можно назвать аутсайдерами бизнеса, - рассуждает Игорь Глойдман, гендиректор отеля «Brighton Москва». - Лично я успеваю прочитать одну-две книги в месяц и пользуюсь электронной книгой. Мобильная библиотека могла бы быть мне интересной, если бы она позволяла сортировать книги и показывать новинки по теме, на которую я, к примеру, подписался».

Книга за рубль

«Электронная библиотека - эффективный инструмент повышения лояльности персонала, его приверженности компании и вовлеченности в работу, - считает Аракелян. - Доступ к ней для сотрудников бесплатный, при этом стоит заметить, что средняя цена одной книги в продаже составляет от 300 до 700 руб., а для банка, который заключил договор с издательством, стоимость электронной книги получается меньше одного рубля на одного человека».

Вместе с мобильной библиотекой сотрудники получают и систему контроля за чтением. На вопрос, не противоречит ли это формированию лояльности, работодатели ответить пока затрудняются. А вот большинство (48%) опрошенных Online Market Intelligence респондентов высказали мнение, что не хотели бы превращать чтение деловой литературы в обязаловку и тем более давать HR-отделу возможность следить за этим процессом.