Цифра недели: 80 медалей


Именно столько - 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовых - медалей Паралимпийских игр выиграли российские спортсмены в Сочи. Эти цифры на первый взгляд поражают воображение: предыдущий рекорд по общему числу завоеванных на Паралимпиаде медалей (70 штук) принадлежал сборной Австрии, а ближайший преследователь россиян, паралимпийцы Германии, взяли в Сочи 15 медалей (9 золотых). Канадцы выиграли 16 медалей (7 золотых).

Когда я смотрю соревнования спортсменов-паралимпийцев, я не могу сдержать слез. Я не знаю, какими словами описать свои чувства, но эти люди, потерявшие руки и ноги, зрение и слух, действительно совершают невозможное. Им пришлось пройти через такое, что большинству из тех, кто читает это, сидя в удобном кресле перед компьютером (мне в том числе) или за завтраком в кафе, и не снилось. Ветераны боевых действий, люди, ставшие инвалидами в результате бытовых и спортивных травм, - когда смотришь, как они преодолевают себя, соревнуясь с такими же спортсменами, понимаешь: вот он, настоящий триумф человеческого духа.

Но какова обратная сторона этих медалей? Давайте я назову еще несколько цифр. 12,85 млн человек - столько инвалидов было в России по данным на июль прошлого года. Эту цифру приводила Ольга Голодец, вице-премьер по социальным вопросам. Впечатляет? Пугает? Заставляет задуматься?

Если нет, вот еще одна цифра - из пресс-релиза оргкомитета «Сочи-2014» по итогам Паралимпиады: «Порядка 200 российских городов уже переняли опыт Сочи в создании безбарьерной среды, что способствует интеграции людей с инвалидностью в активную жизнь общества».

200 городов? Переняли опыт? Интеграция инвалидов в общество? У вас есть знакомые инвалиды-колясочники? Если да, пробовали ли вы погулять с ними хотя бы по Москве? Например, весной. Или зимой. Чтобы понять, насколько трудно таким людям жить в современном российском городе. Буду честен: таких знакомых нет и у меня. Зато есть маленький ребенок, которого я вожу на прогулку в коляске. О какой интеграции в обычную жизнь людей с инвалидностью мы вообще говорим, если в центре Москвы есть пешеходные переходы, по которым нельзя просто пройти с детской коляской? Я уже молчу про другие города, где живут люди, которые передвигаться без инвалидной коляски не могут.

То, что мы почти не видим инвалидов на наших улицах, не значит, что их нет или мало (см. выше). Это значит, что для их нормального существования и той самой интеграции в общество нет нормальных условий. Хочется, конечно, чтобы такие проекты, как Паралимпийские игры, помогали созданию безбарьерной среды. Иначе большинство инвалидов так и будут тихо сидеть и умирать в четырех стенах, а вырвутся из печальной реальности с помощью спорта, героизма и неравнодушных друзей и близких единицы.

Одним из символов сочинской Паралимпиады стал ледокол, ломающий лед предрассудков, стереотипов, косых и неловких взглядов. У меня нет рецепта успешной интеграции инвалидов в общество. Но я хочу жить в стране, где человека в коляске или с белой тростью не считают изгоем.