От редакции: Крымское большинство

М.Стулов/ Ведомости

Поднятая событиями вокруг Крыма волна воодушевления общества и элит позволяет говорить о новой модификации поддержки власти. Эта поддержка, однако, довольно аморфна и лишена монолитности.

Мобилизованный в процессе присоединения Крыма электорат Владимира Путина уже назвали «крымским большинством». Прошлые примеры всплеска поддержки (вторая чеченская война, арест Михаила Ходорковского, грузинская кампания) были в большей степени ситуативными, лишенными позитивного внутриполитического содержания. На этот раз, судя по обращению президента к Федеральному собранию, эту пустоту предлагается заполнить концепцией «русского мира». Однако жизнеспособность этого проекта вызывает серьезные сомнения.

Он может быть жизнеспособным лишь на символическом и идеологическом уровне и лишь в той мере, в которой накладывается на уже произошедшие изменения. В то же время он слишком аморфен, чтобы всерьез влиять на будущие процессы. Риторика восстановления русского мира подходит для оформления перехода от консолидации активов к консолидации идеологической. Происходящие в последние годы изменения в сфере образования и науки, трактовке истории, сближение церкви и государства свидетельствуют о том, что этот переход совершился. Высказанная президентом концепция истории России, согласно которой 1991 год был не моментом рождения нового государства, а трагическим периодом истории Российской империи, также не нова, просто до сих пор не декларировалась официально.

Но для дальнейших шагов в обозначенном направлении нужна большая определенность. Как идентифицировать принадлежность русскому миру, чем определяется эта категория - кровью, вероисповеданием или политическими предпочтениями? Может ли государство существовать в ситуации ненадежно обозначенных границ, ведь разделенный народ может заявить о себе не только в Крыму? На эти вопросы не может быть внятных ответов.

По мнению политолога Алексея Макаркина, не стоит ожидать попыток конвертировать поддержку «крымского большинства» во что-то конкретное, например во внеочередные парламентские выборы. Достаточно того, что она легитимизирует существующее положение вещей, в котором системной оппозиции не существует и политическая система подчинена решениям одного человека. Но лишенное опоры на конкретную программу, «крымское большинство» вовсе не так монолитно, как кажется сейчас, на фоне внешнеполитических демаршей власти. Как только речь зайдет о внутренних проблемах, в среде нового большинства даст себя знать недовольство бытовыми вопросами, проблемами ЖКХ и даже политикой «Единой России».