Тема недели: Лицензия на Крым


Присоединение Россией Крыма, не признанное Украиной и подавляющим большинством других стран во главе с США, уже вызвало головную боль у некоторых российских компаний. Что делать, например, геолокационным сервисам - присоединять Крым к России на своих картах? Ведь у Mail.ru Group и «Яндекса» есть украинские «дочки», а их акции торгуются на американских биржах. И если Mail.ru уже отнесла Крым к России вне зависимости от того, пользователь какой страны смотрит карту, то «Яндекс» еще не принял решения.

Похожие проблемы у российских операторов уже возникали из-за работы на территории не признанных Грузией республик - Южной Осетии и Абхазии. «Мегафон» (купивший местных операторов) даже получил штраф в $360 000 за работу на этих территориях без грузинской лицензии. Правда, взыскать его было проблематично - у «Мегафона» нет представительства в Тбилиси. А единственный оператор с российскими корнями, работающий по грузинской лицензии, - Vimpelcom Ltd. - в Южной Осетии и Абхазии не представлен.

Еще сложнее будет сотовым компаниям, работающим и в России, и на Украине - в том числе и в Крыму - по украинским лицензиям. Переоформление этих лицензий на российские, переход на российскую нумерацию (Минкомсвязи вчера опубликовало проект приказа с новыми междугородными кодами для Крыма и Севастополя) и перенаправление налогов за работу в Крыму в российский бюджет вызовет ожидаемо негативную реакцию у украинских властей.

У МТС в Киеве действует штаб-квартира дочерней «МТС-Украина», а у Vimpelcom - «Киевстара». Перед выбором встанет и «Астелит» (бренд life:)), на 55% принадлежащий турецкой Turkcell (Турция не признала присоединение Россией Крыма), а на 45% - восточноукраинскому олигарху Ринату Ахметову. Ахметову принадлежит и крупнейший украинский оператор проводной связи «Укртелеком», единственный из украинских операторов, имеющий частоты 3G, в том числе и в Крыму.

Частоты вообще очень чувствительная тема: их мало, на всех обычно не хватает, и работа в Крыму «Астелита» и «Укртелекома» означает, что кто-то из российских федеральных операторов там может не поместиться.

Впрочем, у российского и украинского регуляторов, властей Крыма и сотовых операторов есть время до конца 2014 г., пока в Крыму будет действовать переходный период интеграции в российскую правовую систему. Но о чем бы они ни договорились, очевидно, что, хотя боролся за Крым Кремль, лбы будут трещать в том числе и у операторов связи.