Правила игры: Дилемма заключенного

Санкции Visa и MasterCard, введенные против нескольких российских банков на прошлой неделе, очень показательны. Многие западные аналитики сходились во мнении, что самым действенным каналом давления на Россию после присоединения Крыма будет в той или иной степени изоляция страны от мировой финансовой системы. Вслед за введением ограничений на банковские транзакции наверняка последует ограничение доступа к рынкам капитала как для российских компаний, так и государства в целом.

С одной стороны, трудности с привлечением капитала на мировых рынках мы создаем себе сами. Неопределенность дальнейшей стратегии России в отношении Украины, экономические последствия крымской эпопеи, а также намеки Совета Федерации на то, что собственность и активы иностранных компаний на территории России могут быть конфискованы в ответ на экономические санкции стран Запада, любви к нашей стране иностранному инвестору не прибавляют.

С другой стороны, действия частных западных финансовых компаний, составляющих кредитные и прочие рейтинги, могут оказаться для нас гораздо более болезненными, чем действия политиков в Брюсселе. S&P и Fitch дали негативные прогнозы по кредитному рейтингу России, что уже делает для нас привлечение капитала на международном долговом рынке более дорогим удовольствием. Однако и фондовому рынку России может быть нанесен дополнительный урон, если, например, компании вроде MSCI, составляющие фондовые индексы развивающихся стран, на которые ориентируются управляющие портфелями инвестиций, выкинут из подобных индексов Россию. Если это произойдет - например, под давлением политиков, - то изменившиеся финансовые бенчмарки заставят управляющие компании сбрасывать российские акции и де-факто выводить миллионы долларов с российского рынка.

Однако спасительным в каком-то смысле для России является тот факт, что европейская финансовая система в отличие от американской в большей степени завязана на функционирование российской экономики. Ограничение доступа нашей страны к мировым финансовым рынкам, ухудшение экономической ситуации в стране, распространение негативных настроений инвесторов на другие развивающиеся рынки ударят и по все еще слабому финансовому сектору Европы. Неоплаченные аккредитивы и невозвращенные кредиты добавят неразберихи в балансовые счета европейских банков. В целом на данный момент банки ЕС аккумулировали $3 трлн долгов развивающихся экономик.

Дополнительной проблемой для европейских банков является и то, что они держат на балансе огромное количество суверенных европейских бондов - больше, чем когда-либо с начала кризиса в еврозоне. Это означает, что, если кризис в России спровоцирует новый кризис в Европе и доходности по еврооблигациям начнут расти, потенциально возможен коллапс европейской банковской системы.

Россия и Европа разыгрывают классическую «дилемму заключенного». Лучший же исход этой игры для обеих сторон, как мы помним из теории, возможен только в случае переговоров и кооперации.