Куда уедут олимпийские автобусы

Пассажирскими перевозками на Олимпийских играх в Сочи занимались около 2000 автобусов, более половины из которых были произведены специально под Игры. Почти 500 автобусов закупила сама мэрия Сочи, но город-курорт пока не решил, будет ли он содержать такой парк после Олимпиады
Большая часть задействованных в ходе Олимпийских игр автобусов покинет Сочи/ Михаил Мокрушин/ РИА Новости

Реформирование системы автобусных перевозок в Сочи началось в 2010 г., оно заключалось в уменьшении количества маршрутов и подвижного состава при увеличении общей провозной способности - это позволяет разгрузить дороги и повысить комфорт пассажиров, рассказал «Ведомостям» начальник управления по транспорту и связи Сочи Алексей Смаглюк. По его словам, в последние 20 лет городские перевозки в России коммерциализировались, но частники нередко не способны развивать перевозки большими автобусами - им это невыгодно. В 2010 г. примерно на 190 сочинских автобусных маршрутов ежедневно выезжало более 1800 единиц транспорта, подавляющее большинство были автобусы особо малой вместимости («Газели»), в 2011 г. «Газелей» не осталось, число автобусов не превышало 1000, в 2011-2012 гг. была оптимизирована ранее хаотичная маршрутная сеть, маршруты разделились на магистральные (вдоль побережья, с наибольшим пассажиропотоком) и фидерные (уходящие в спальные районы), в 2014 г. пассажиров в Сочи перевозят 760 автобусов по 110 маршрутам, продолжает Смаглюк.

Муниципальный отбор

К Олимпиаде сочинский муниципальный парк достиг 463 автобусов большой и средней вместимости, из которых ежедневно работает примерно 390, частные перевозчики оперируют автобусами малой (Hyundai County, Ford Transit и др.) и средней («Богдан») вместимости, говорит Смаглюк. Первую крупную партию в 108 автобусов «ЛиАЗ» мэрия закупила в конце 2012 г. На муниципальный аукцион заявку подавала только структура группы ГАЗ и получила контракт по максимальной цене - 608,4 млн руб., говорится на сайте госзакупок.

В декабре 2013 г. - январе 2014 г. поступило еще 355 автобусов, из них 255 «МАЗов» и 100 производства группы ГАЗ (по 50 «ЛиАЗов» и «ПАЗов») - такое количество требовалось исходя из мастер-плана пассажирских перевозок во время Олимпиады, продолжает Смаглюк. «Эти автобусы не были предусмотрены в программе подготовки к Олимпиаде, поэтому их было решено покупать в лизинг. Три муниципальных конкурса были безуспешными, на них не было подано заявок, в итоге договорились со «Сбербанк-лизингом». Сбербанк участвует в межправительственном соглашении России и Белоруссии, по которому правительство Белоруссии при покупке техники МАЗа компенсирует стоимость лизинга в размере ставки ЦБ. По российским автобусам такой программы нет, но общие наши потребности в столь короткие сроки не смог бы покрыть ни один производитель - переговоры о поставках велись только в августе - сентябре 2013 г.», - рассказывает он.

«Еще в 2011-2012 гг. мы тестировали в Сочи всевозможные автобусы, их бесплатно предоставляли производители: ЛиАЗ и ПАЗ, МАЗ, «Волжанин», Man, турецкий Otakar, Volkswagen, выявляли недочеты при эксплуатации в условиях сочинского рельефа (горы) и климата (перепады температур между приморской и горной частями), - вспоминает Смаглюк. - По техническим характеристикам лучшим был Man, это все прекрасно понимали, но по соотношению цена/качество мы предпочли российские и белорусскую марки». Размер лизингового контракта - 2,059 млрд руб., срок - пять лет.

Программа для Игр

По данным пресс-службы транспортной дирекции Олимпийских игр (ТДОИ, учреждена оргкомитетом «Сочи-2014»), на время Олимпиады и Паралимпиады в Сочи было дополнительно привлечено 963 больших автобуса от внешних перевозчиков, такая автобусная программа может быть реализована в городах, транспортная инфраструктура которых не готова к приему большого количества гостей (свыше 150 000 одновременно); эти автобусы курсировали между основными объектами Игр (Олимпийский парк, аэропорт, железнодорожный вокзал Сочи, Красная Поляна, курорт «Роза Хутор»). Олимпийские автобусы перевезли за время Олимпиады 800 000 человек, за время Паралимпиады - 250 000 человек (данные за два дня до окончания Паралимпийских игр), сообщается на сайте ТДОИ. Проезд в них был бесплатным по аккредитации или паспорту болельщика.

Ответственными за приобретение 963 автобусов правительство РФ определило три субъекта Федерации: Московскую область, Санкт-Петербург и Татарстан. Мособласть закупила для Сочи 709 «ГолАЗов», Санкт-Петербург - 70 «Волгобасов» и 30 «ЛиАЗов», Татарстан еще к казанской Универсиаде (июнь 2013 г.) приобрел 154 Hyundai Universe Luxury; после Игр олимпийские автобусы будут работать на пассажирских маршрутах в своих регионах, сообщила пресс-служба ТДОИ.

Региональные правительства самостоятельно отбирали перевозчиков, которые работали в Сочи: Мособласть и Санкт-Петербург назначили собственные предприятия, соответственно ГУП «Мострансавто» и ГУП «Пассажиравтотранс», Татарстан - частную компанию ООО «Буревестник», сообщили в пресс-службе ТДОИ. Покупку автобусов регионам субсидировал федеральный бюджет, поясняет сотрудник дирекции.

Муниципальные автобусы за период с начала февраля до середины марты перевезли около 2 млн человек, говорит Смаглюк (планировали 2,5 млн), но на период Игр правительство сделало проезд в электричках «Ласточка» бесплатным, ранее планировалось, что бесплатной «Ласточка» будет только в день соревнований, на которые у пассажира билет.

Будущее автопарка

В администрации Сочи, по словам Смаглюка, обсуждается будущее муниципального автобусного парка: сохранить его целиком или сократить, например, до 200 единиц, остальные отдав в сублизинг. «Муниципальные перевозки убыточны и при нынешней конфигурации требуют порядка 100 млн руб. дотаций в год, установленный нами тариф (19 руб.) и так выше, чем установленный краем для частных перевозчиков (17 руб.), а для пригородных перевозок он у нас значительно выше (2,8 руб. против 1,22 руб. за 1 м), - объясняет он. - Но пассажирский транспорт нельзя оценивать как отдельный бизнес, это вопрос жизнедеятельности горожан и гостей города. Как оценить репутационные потери от некачественных перевозок или убытки от пробок, к которым приведет увеличение количества личного автотранспорта на дорогах? Тем более что для личного автотранспорта необходимо строить паркинги, а для паркингов подъездные пути и т. д. - это комплексная проблема. И если сравнить затраты на расширение улично-дорожной сети и затраты на развитие общественного транспорта, то экономия бюджетных средств от создания качественного общественного транспорта будет колоссальная». Возможна гибкая тарифная политика, добавляет он, когда разовый проезд значительно подорожает, но по проездному будет кратно дешевле - для приезжающих на несколько дней туристов несколько поездок не будут накладными, а сочинцы могут покупать проездные.

Олимпийский катализатор

Закупленные мэрией Сочи перед Играми 355 автобусов («МАЗ», «ПАЗ» и «ЛиАЗ») и поставленные группой ГАЗ по олимпийской программе автобусы (709 «ГолАЗов» и 30 «ЛиАЗов») был разработаны специально для Олимпиады. «Производители пошли на беспрецедентные меры, чтобы учесть все требования к комфорту и безопасности транспорта. Это и экологичность (стандарт «Евро-4» и «Евро-5»), ради которой группа ГАЗ оснастила свои автобусы двигателями Scania, а МАЗ - Mercedes, места и подъемники для инвалидов, система «Говорящий город» для слабовидящих пассажиров, более толстая крыша (чтобы уменьшить нагревание салона от солнца), более широкие форточки и многое другое», - перечисляет Смаглюк.

«Олимпиада стала своего рода катализатором развития отечественного автобусостроения. Для участия в проекте на автобусных предприятиях была внедрена новая система качества, проведена дополнительная модернизации производственных площадок, включающая расширение производственных мощностей, - всего в техническое переоснащение было инвестировано 120 млн руб. Совместно со Scania специально к Играм создан более надежный и комфортный автобус «ГолАЗ» и принципиально новый «ЛиАЗ», - рассказали в пресс-службе группы ГАЗ. Двигатели Scania с высоким крутящим моментом для работы в горах, электронная система управления подвеской с функцией подъема и опускания кузова позволяют легко преодолевать сложные участки, подъемники кассетного типа и единая система комплексной безопасности, включающая в себя систему пожаротушения в моторном и багажных отсеках, датчики задымления в салоне, пять камер видеонаблюдения, запись речи в салоне, «черный ящик», бортовой навигационный терминал для связи с диспетчерским центром и передачей данных с этих систем в режиме онлайн в логистический транспортный центр - такие технические решения ранее не использовались на автобусах российского производства и на сертифицированных в России импортных автобусах, утверждают в пресс-службе.

Почти во всех партиях автобусов, закупленных мэрией и тремя регионами, существенная их часть имеют подъемники и специальные места для перевозки инвалидов с коляской. «Автобус с подъемником стоит примерно на 300 000 руб. дороже, чем аналог без него, и в нем сокращается количество мест - в условиях дефицита времени и средств выполнить требования к безбарьерной среде было непросто. Были и такие предложения, чтобы инвалидов на руках заносить в автобус или сделать в каждой партии всего по несколько автобусов с подъемниками, - это все отвергли: для инвалида перенос на руках унизителен, и он не должен ждать именно своего автобуса - это ущемление его прав и нарушение международной конвенции», - вспоминает Смаглюк.

В группе ГАЗ утверждают, что поставка олимпийских автобусов для ТДОИ и мэрии Сочи была рентабельным проектом, общая стоимость контрактов на поставку 709 «ГолАЗов» и 30 «ЛиАЗов» превышает 6 млрд руб. Перевозчики проявляют интерес к современным технологиям в автобусном производстве, автобусы олимпийской комплектации будут изготавливаться по мере формирования портфеля заказов, в некоторые муниципалитеты уже ведутся поставки автобусов с комплектацией и ценой, близкими к «олимпийским», сообщили в пресс-службе группы.

Сочи