Сами не поедут

Производители автомобилей ждут от российских властей помощи в условиях падения продаж и ослабления рубля
А. Махонин/ Ведомости

Меры стимулирования автомобильного рынка станут основной темой совещания, которое сегодня проведет Минпромторг в Нижнем Новгороде, рассказали «Ведомостям» несколько будущих участников встречи.

Производители легковых автомобилей собираются убедить чиновников возобновить программу льготного автокредитования (завершилась в 2013 г., государство компенсировало банкам часть процентов по автокредитам). В частности, эту тему хочет поднять «Соллерс», сказал его представитель.

Производители грузовиков и автобусов будут говорить об усилении поддержки продаж газомоторной техники, о мерах стимулирования обновления парка, включая замену транспортного налога экологическим (предполагается, что на первом этапе это коснется только коммерческой техники), продолжают собеседники «Ведомостей». Такие меры нужны, подтвердили представители «Камаза» (интервью гендиректора компании Сергея Когогина см. на стр. 08), группы ГАЗ, Scania.

Некоторые производители могут попросить Минпромторг о корректировке условий соглашений о промсборке (дают льготы на ввоз комплектующих в обмен на увеличение мощностей и уровня локализации) на текущий год, ожидает один из собеседников «Ведомостей».

Это будет рабочая встреча, ее цель - обсудить ситуацию в отрасли и на рынке и понять, куда двигаться дальше, сказал замминистра промышленности Алексей Рахманов. По его словам, решения о мерах поддержки будут приняты по итогам I квартала, после формирования министерством прогноза по производству и продажам автомобилей в этом году в каждом из сегментов.

Мало кто ожидал, что падение рынка (см. врез) и ослабление рубля будут столь существенными, говорит сотрудник одного из автозаводов. Чтобы не работать на склад, предприятия с 2013 г. стали приостанавливать производство, вводить сокращенную неделю, а из-за падения рубля начали дорожать иномарки. Под угрозой оказались также проекты с небольшим объемом выпуска и невысоким уровнем локализации, отмечал гендиректор Renault в России Брюно Анселен.

Президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон недавно допустил снижение рынка на 20%. Падение может быть еще глубже, опасается сотрудник одного из российских автозаводов.

Автоконцерны смогут справиться без финансовой поддержки, уверен директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив: текущие колебания некритичны и несопоставимы с 50%-ным падением рынка в 2008-2009 гг. Если сейчас о чем-то и просить, так это о стимулировании обновления парка, чтобы поддержать продажи за счет выбытия старой техники, полагает эксперт: это стратегически выгодно и для страны, и для компаний. Меры по обновлению автопарка обеспечат долгосрочный эффект, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов, главное - чтобы они стимулировали приобретение современных, экологичных машин, но «программу льготного автокредитования тоже хорошо бы иметь наготове на случай резкого падения рынка».