Спутник перевозчика

Рынок систем транспортной навигации и телематики, позволяющих дистанционно следить за перемещениями транспорта, уже достиг 10 млрд руб. в год и будет расти на 10-20% ежегодно, предсказывают поставщики оборудования
По уровню проникновения систем мониторинга транспорта Россия уже обогнала США и Европу/ А. Махонин/ Ведомости

Замдиректора службы развития операторского бизнеса «Навигационно-информационных систем» (НИС, входит в АФК «Система») Виктор Хрипков считает, что объем рынка навигационно-телематического оборудования и услуг на автотранспорте в 2012 г. составил 12 млрд руб., а в 2013 г. - 15 млрд руб. В ближайшие несколько лет он будет ежегодно расти на 15-20%, прогнозирует Хрипков. Его оценка темпов установки бортовых телематических терминалов на коммерческий транспорт совпадает с оценкой Селиванова - около 400 000 единиц в год.

Среди прочих на рынке мониторинга корпоративного транспорта пробуют силы крупнейшие российские сотовые операторы. В середине 2013 г. «Мегафон» включил услугу «Контроль автопарка» для корпоративных клиентов, которая позволяет в режиме реального времени контролировать параметры движения автотранспорта и отслеживать показания различных датчиков, установленных на нем, отмечает представитель оператора Юлия Дорохина. Ежемесячно количество пользователей услуги растет на 10-15%, говорит она.

В 2013 г. в России системами транспортной навигации и телематики было оснащено около 400 000 единиц корпоративного транспорта и спецтехники - столько же, сколько в 2012 г., подсчитал российский поставщик таких систем компания Omnicomm. В денежном выражении рынок корпоративной транспортной телематики в 2013 г. составил около 10 млрд руб. - и это примерно столько же, сколько в 2012 г., отмечает исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов.

По оценке Селиванова, в России около 8 млн коммерческих автомобилей и автобусов. Системами мониторинга при этом оснащено не менее 1,5 млн транспортных средств, из них около 1 млн находится в активном использовании, говорится в отчете Omnicomm.

В России навигационным оборудованием оснащено 13-15% коммерческого и муниципального транспорта, отмечает гендиректор системного интегратора «СТ холдинг» (работает под торговой маркой SpaceTeam) Алексей Смятских. По мнению Смятских, этот показатель приближается к среднемировому уровню. Проникновение таких систем в России не меньше, чем в США и странах Европы, отмечает Селиванов.

Игроки

В исследовании Omnicomm приняли участие 1370 компаний сегмента транспортной навигации и телематики из России и СНГ, говорится в материалах компании. Но на самом деле заметных игроков на рынке не более 10, считает Смятских.

Для мониторинга транспортного парка «Вымпелком» предлагает своим клиентам сервис «Автомониторинг», рассказывает представитель компании Анна Айбашева. Также оператор планирует выпустить на рынок продукт, связанный со страховой транспортной телематикой, говорит Айбашева, он предназначен для автоматической регистрации дорожно-транспортных происшествий, анализа поведения и расчета скоринговой модели водителя. Новый продукт будет адресован страховым и транспортным компаниям, а также крупным корпоративным клиентам, располагающим обширным автопарком, говорит Айбашева.

По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, в российских системах мониторинга транспортных средств используется почти 1 млн sim-карт МТС. Навигационные продукты МТС позволяют контролировать движение транспорта, расходы на топливо и техобслуживание, следить за техническим состоянием в режиме реального времени, говорит он. Данные о местонахождении автомобиля могут передаваться по сотовой сети МТС, что, по мнению Солодовникова, актуально для транспорта финансовых учреждений, инкассации и т. д. Для отслеживания транспорта в экстремальных температурных условиях МТС разработала специальные sim-карты «М2М термо» с увеличенным сроком службы, устойчивостью к коррозии контактов и возможностью работать в диапазоне температур от -40 до +105 градусов, добавляет он.

Контроль над баком

Внедрение систем мониторинга передвижений транспорта и спецтехники в коммерческих автопарках окупается за 3-4 месяца, утверждает Селиванов. Если внедряются только системы мониторинга движения, экономия на эксплуатации транспорта может достигать 10% - исчезают левые рейсы, выявляются простои техники, объясняет он. Специальные высокоточные датчики уровня топлива позволяют увеличить экономию до 20%, в первую очередь за счет борьбы с его хищениями, продолжает Селиванов.

Опыт МТС говорит, что после внедрения систем мониторинга транспорта расходы предприятий на содержание автопарков уже в первые месяцы снижаются на 15-20%, сказал Солодовников.

Навигация сверху

По мнению Смятских, проникновение систем мониторинга транспорта может вырасти до 20-25%. Но этот показатель может оказаться и больше - до 35%, в случае если удастся реализовать все масштабные проекты последних лет, связанные с обязательным оснащением такими системами грузового и пассажирского транспорта. Например, приказ Минтранса обязал оснастить все транспортные средства категории M (используются для коммерческих перевозок пассажиров) и категории N (используются для перевозки опасных грузов) аппаратурой спутниковой навигации «Глонасс» или «Глонасс/GPS», напоминает он. По оценке Смятских, под действие этого приказа подпадает около 1 млн транспортных средств в России.

Другой масштабный проект в сфере мониторинга - оснащение практически всего грузового и общественного транспорта тахографами, предусмотренное техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств. Тахографы фиксируют режимы движения, труда и отдыха водителей. Данные с тахографа, введя специальный ключ (карту контролера), может получить сотрудник ГИБДД и, например, выписать штраф на основании показателей прибора. Оснастить тахографами планируется около 5 млн из 8 млн муниципальных и корпоративных транспортных средств (от их использования освобождены лишь некоторые его виды, например пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц, автомобили «скорой помощи»), объясняет Селиванов. Каждый такой прибор с установкой обойдется собственнику автопарка в 40 000-50 000 руб., говорит он.

Штрафы за нарушения регламента о безопасности действуют с 1 апреля 2013 г., но использовать тахографы до сих пор невозможно из-за массы технических проблем и нерешенных организационных вопросов, констатирует Селиванов: непонятно, к примеру, где и как должен отдыхать водитель большегрузного автомобиля, как того требует регламент, - на многих российских трассах найти безопасное место для остановки просто невозможно.

Перевозчики принесут 1 трлн руб.

Еще один масштабный госпроект на ближайшие годы - создание системы оплаты за проезд по федеральным трассам автомобилей с массой 12 т и более. По оценке Смятских, плату за амортизацию дорог в России придется вносить владельцам примерно 1,5 млн транспортных средств. Система должна была заработать с 1 ноября 2014 г., но скорее всего ее ввод в эксплуатацию будет отложен на конец 2015 г., прогнозирует он.

По условиям конкурса, итоги которого Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) планирует подвести к концу мая 2014 г., оператор системы взимания платы с большегрузного транспорта должен будет за свой счет создать сеть телематических терминалов, построить 200 пунктов контроля за транспортом по всей России, наладить систему приема платежей и проверки наличия средств на счетах автовладельцев и т. д. ФКУ «Дороги России», находящееся в ведении Росавтодора, должно будет заключить с победителем конкурса концессионное соглашение на 13 лет, согласно которому оператор будет делить плату за проезд 12-тонников с государством. В какой пропорции, выяснится по итогам конкурса. Согласно конкурсной документации, за 1 км проезда по федеральной трассе владельцу такого автомобиля придется заплатить 3,5 руб. Первоначальные инвестиции победителя конкурса составят несколько десятков миллиардов рублей, считает Смятских.

Создание и внедрение подобных систем положительно зарекомендовало себя во многих странах Европы и мира, отмечает Хрипков из НИС (участвует в конкурсе Росавтодора). Внедрение системы взимания платы с 12-тонников, по предварительным расчетам Росавтодора, позволит за весь период реализации проекта (около 13 лет) привлечь в федеральный бюджет около 1 трлн руб. После запуска системы взимания сбора с 12-тонных грузовиков ее действия можно будет расширить и на другие категории автотранспорта, говорит он.

12-тонники могут дать импульс развитию самых разных направлений IT-бизнеса, напрямую не связанных с навигацией, убежден гендиректор компании «Вокорд» Тимур Векилов. «Вокорд» занимается разработкой систем видеоконтроля транспортных потоков. Такие системы используются, в частности, ГИБДД для фиксации нарушений. По замыслу разработчиков технического задания системы взимания платы с 12-тонников, выявлять их на дорогах и считывать номерные знаки должна видеотехника в автоматическом режиме. Так, планируется взять под контроль более 90% от общего количества большегрузного автотранспорта.

Система мониторинга передвижения большегрузного транспорта задумывалась как государственный инструмент пополнения бюджета, но составляющие системы, в частности видеокамеры на постах контроля за грузовиками, могут быть востребованы бизнесом, считает Векилов. Сигнал «Глонасс/GPS» легко заглушить или исказить - если спутниковая навигация не помогает, отследить местоположение транспорта могут дорожные камеры, объясняет он. В конце концов, если проезд 12-тонников по России придется оплачивать, владельцы транспорта, которые будут оплачивать счета, заинтересованы в том, чтобы увидеть, когда их фура проезжала в той или иной точке и проезжала ли вообще, считает Векилов. И кроме того, камеры будут фиксировать не только 12-тонники, но и весь проезжающий транспорт - эту информацию можно будет использовать для мониторинга транспортных потоков и розыска транспортных средств, убежден он.