Сколько стоит Россия: 10 лет спустя: Страна перепродавцов

Доля работников-женщин составляет 61,6% в торговле  и 77% в гостиницах и ресторанах
Доля работников-женщин составляет 61,6% в торговле и 77% в гостиницах и ресторанах / Д. Гришкин / Ведомости

Торговля по праву должна являться объектом повышенного внимания и для исследователей, и для тех, кто определяет и реализует экономическую политику в стране. Это тот самый вид экономической деятельности, который, как и 10 лет назад, очень значим для российской экономики.

Вот и сегодня, когда российская экономика входит в рецессию, в значительной степени сохраняющиеся положительными темпы роста торговли делают этот малодостойный процесс не совсем уж неприличным.

Итак, валовая добавленная стоимость (ВДС), произведенная в торговле и общественном питании, выросла в номинальном выражении с 2,2 трлн руб. в 2002 г. до 10,4 трлн руб., что составило 19,7% всей ВДС в 2012 г. Вклад отрасли в создание ВВП России сопоставим со вкладом промышленности. В среднем за последние 10 лет доля торговли и общественного питания в ВВП страны составила 21%.

Хотя этот показатель и снизился в 2002-2012 гг. (в 2002 г. торговля и общественное питание составляли 23,8% всей ВДС), тем не менее он остается еще очень высоким по сравнению с развитыми странами. Для сравнения: в развитых европейских странах вклад торговли, ресторанов и гостиниц в создание ВВП скромнее (8-15%), хотя разрыв между ними и Россией сократился. Россия остается торговой страной, хотя и в относительно меньшей степени, чем 10 лет назад. Данный перекос объясняется, как и раньше, тем, что число организаций оптовой торговли значительно.

Если в 2003 г. количество таких перепродавцов составило 308 900, что превышало число организаций розничной торговли в 2,2 раза (138 800), то в 2013 г. это соотношение увеличилось до 2,7 раза (700 000 организаций по сравнению с 262 700 организациями розничной торговли). Получается, что чистых перепродавцов за прошедшее десятилетие стало в торговле заметно больше.

Следует, по-видимому, еще раз пояснить, почему считаем эту особенность российской торговли очень важной и вызывающей определенное беспокойство (во всяком случае, у нас). Мы обращали внимание на это и 10 лет назад.

Главное отличие организаций оптовой торговли от организаций розничной торговли состоит не в том, как по-прежнему многие думают, что оптовая торговля - это торговля крупными партиями товаров, а в том, что такая торговля - она прежде всего для перепродажи. Получается, что «вздуть» валовую добавленную стоимость очень просто: перепродавая и перепродавая. Теоретически это тоже будет добавленная стоимость, но фактически качество такой стоимости будет, согласитесь, несколько специфическое.

Факт роста числа перепродавцов в России не очень-то волнует власти. Во всяком случае, программные документы развития отрасли не учитывают эту специфичность российской торговли. А стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 гг. и период до 2020 г. предполагает даже увеличение вклада торговли в ВВП до 20,8% уже в 2014 г. и сохранение его на таком же уровне вплоть до 2020 г.

Чем еще удивила торговля - так это беспрецедентным увеличением основных фондов как в стоимостном выражении, так и в реальном физическом.

Суммарный объем основных фондов торговли и общественного питания на 1 января 2003 г. в стоимостном выражении составлял 429,2 млрд руб., за 10 лет он вырос в номинальном выражении более чем в 34 (!) раза и составил на 1 января 2013 г. 14,6 трлн руб. в торговле и 176,5 млрд руб. в общественном питании и гостиничном бизнесе. Доля торговли, ресторанов и гостиниц в общем объеме основных фондов в экономике выросла в 13,8 раза с 1,7% в 2002 г. до 23,4% в 2012 г.

Торговые площади магазинов и павильонов расширились за 2003-2012 гг. в 7,8 раза с 11 554 800 кв. м на начало 2003 г. до 90 444 200 кв. м на начало 2013 г. Число палаток и киосков выросло за тот же период в 2,2 раза с 52 300 до 113 500, число АЗС - в 7,7 раза с 3200 до 24 600.

Неудивительно, что увеличилось и число работающих в отрасли. В 2002 г. среднесписочная численность занятых в торговле и общественном питании составляла 10,8 млн человек (16,6% всех занятых в экономике). В 2012 г. среднесписочная численность занятых в торговле выросла до 12,3 млн человек, в гостиничном и ресторанном бизнесе - до 1,3 млн человек. Доля занятых в торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе составила в 2012 г. 19,9% всех занятых в экономике. Женщины составляют большинство работников отрасли. Их доля среди работников торговли и общественного питания изменилась незначительно. В 2002 г. она составляла 62%, в 2012 г. - 61,6% на предприятиях торговли и 77% в гостиницах и ресторанах.

И еще из удивительного: по официальным данным, за прошедшие 10 лет резко снизилась доля теневой экономики в торговле. В 2002 г. она составляла 56% в торговле, в гостиничном и ресторанном бизнесе - 37,9%, и это были одни из самых высоких в экономике показателей (в целом в неформальном секторе было 24,6% ВВП). В 2012 г. соответствующие показатели составили всего 12,8 и 15,1% соответственно. Процесс «обеления» торговли, безусловно, шел, но чтобы такими темпами...

Конечный результат расчета стоимости торговли и общественного питания методом дисконтированных доходов не удивил: стоимость составила 689,4 трлн руб. по состоянию на начало 2013 г. (прирост - 24,8%). Очень много было вложено в отрасль, темпы роста были вполне приличные, так что зафиксированное приращение стоимости является вполне достоверным результатом.

В первой половине 2004 г. аудиторско-консалтинговая компания ФБК совместно с «Ведомостями» и РЕН ТВ представили проект «Сколько стоит Россия». В нынешней серии статей мы публикуем результаты новой оценки национального богатства России, проведенной ФБК 10 лет спустя (подробнее на сайте www.skolko.ru).