«Сумма» берет НМТП под контроль

Вслед за «Транснефтью» группа «Сумма» Зиявудина Магомедова докупила акций НМТП. Теперь ей принадлежит 27,75% порта, а после обмена активами с «Транснефтью» ее пакет может вырасти до 63,3%
Максим Стулов/ Ведомости

Группа «Сумма» увеличила свой пакет в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) до 27,75%, следует из письма с предложениями по разделу активов НМТП, которое написал президенту Владимиру Путину Николай Токарев, президент «Транснефти» (вместе с «Суммой» владеет контрольным пакетом акций порта). Об этом «Ведомостям» рассказал человек, знакомый с содержанием письма, и вчера сообщил «Коммерсантъ».

СП «Суммы» и «Транснефти» принадлежит 50,1% НМТП. То есть эффективная доля каждого партнера - по 25%. Откуда у «Суммы» еще 2,75% порта, неизвестно. Источник, близкий к НМТП, предположил, что это могут быть казначейские акции, которые НМТП выкупал у миноритариев в 2011 г. (после закрытия сделки по покупке 50,1% структурой «Суммы» и «Транснефти»). В начале 2012 г. НМТП конвертировал акции в глобальные депозитарные расписки (GDR). Но на 31 декабря 2013 г. казначейские 2,68% были на балансе порта, следует из отчетности НМТП по РСБУ. По данным источника, близкого к одному из акционеров порта, «Сумма» могла скупить 2,7% с рынка. Год назад другой источник, близкий к порту, говорил, что «Сумма» скупила около 5% НМТП с рынка, рассчитывая поучаствовать в приватизации госпакета порта (20%). Представитель «Суммы» от комментариев отказался.

В дальнейшем доля «Суммы» в НМТП может увеличиться до 63,32%. «Транснефть» и «Сумма» собираются разделить активы НМТП. «Транснефть» передает свой пакет в НМТП (вместе с пакетом «Транснефть-сервиса» - 35,5%) «Сумме», а получает все нефтеналивные активы порта (см. врез). Таким образом, акционерами НМТП станут «Сумма», Росимущество (20%) и структуры РЖД (5,3%). Стивидорная компания будет заниматься перевалкой зерна, контейнеров, угля, удобрений и ро-ро грузов. На такой вариант раздела активов согласно и государство, рассказал «Ведомостям» источник в правительстве. «Сумма» и «Транснефть» должны представить подробный план разделения активов порта, уточнил собеседник «Ведомостей».

На прошлой неделе Токарев заявил, что у «Транснефти» и «Суммы» уже «есть видение, какой должна быть модель» владения портом, но «есть еще вопросы, которые нужно согласовать» (цитата по «Интерфаксу»). Основной вопрос - неравноценность нефтяных и ненефтяных активов НМТП, говорит федеральный чиновник. В 2011 г. НМТП покупал ПТП за $2,5 млрд, взяв кредит в Сбербанке на $1,9 млрд. Один из вариантов - зачесть долг НМТП перед Сбербанком в качестве платы «Транснефти» за нефтяные активы.

Раздел активов НМТП - следствие конфликта акционеров порта, о котором стало известно в начале 2013 г. Тогда «Транснефть» была недовольна менеджментом порта и настаивала на смене гендиректора (тогда - Радо Антолович) и председателя совета директоров (тогда - Марат Шайдаев). Оба были представителями «Суммы». В итоге совладельцы НМТП договорились сменить только Шайдаева, его место занял вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин. Позднее сменился и гендиректор НМТП - новым стал Юрий Матвиенко (был исполнительным директором порта). Осенью 2013 г. структура «Транснефти» - «Транснефть-сервис» - сообщила о покупке 10,5% НМТП. Этот пакет компания приобрела с рынка. Цель покупки «Транснефть» не раскрывала.