Накатил бочку

Сергей Гутник

Екатеринбургский театр оперы и балета показал на фестивале «Золотая маска» «Бориса Годунова» Мусоргского, которого поставил на прежнем месте работы некогда свердловский, а теперь московский режиссер Александр Титель. Опера Мусоргского популярна во всем мире, причем ставятся обе ее редакции. Титель выбрал первую - без польского акта и сцены под Кромами. Опера исполняется в авторской оркестровке, без купюр и без компромиссных вставок музыки, написанной позже. Может быть, и жалко, что Шинкарка не поет свою прелестную песенку про селезня, но ведь Мусоргский и вставил ее потом. Очевидно, что в первой версии монолог Бориса «Достиг я высшей власти» еще не так силен, как во второй, зато все по-честному: мы слышим оригинал в его научной идентичности и отдаем должное его цельности.

Почти всецело «мужская» музыкальная драма разворачивается на манер шекспировских хроник, дирижер Михаэль Гюттлер ведет ее с почтительным тщанием, на сцене всю дорогу вертится конструкция художника Владимира Арефьева, напоминающая полуразрушенную церковь, превращенную в склад, а антрактов нет.

Состав солистов весьма ровен, труппа усилена парой-тройкой приглашенных певцов. Главную роль выразительно исполняет персональный номинант конкурса «Золотая маска» - солист «Геликон-оперы» Алексей Тихомиров.

Актуализовать «Бориса» давно уже стало общим местом, но Александр Титель нашел свой способ высказаться о российских перспективах. В ключевом эпизоде коронации Борис легко поднимает над головой нефтяную бочку: она пуста. Циничные люди в пиджаках и галстуках, лишившиеся основы существования, ходят под охраной среди толп непрезентабельного народа. В спектакле есть несколько эффектных решений. Дьяка Щелкалова толпа слушает через тарелку-репродуктор, как Левитана. Хозяйка корчмы на литовской границе поет с забавным акцентом. Монах Варлаам - безногий инвалид, ловко передвигающийся на тележке. В целом же отдалившаяся от либретто постановка не идет вразрез с партитурой, и это главное достоинство спектакля.