Розницу проверят

Федеральная антимонопольная служба нашла новый источник доходов розничных сетей - фиктивные услуги. Для некоторых поставщиков они составляют до половины оборота
Сергей Портер/ Ведомости

В ходе следующей волны проверок розничных продовольственных сетей Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет разобраться, насколько реальными и востребованными являются услуги продавцов поставщикам. Об этом на форуме «Российская розничная торговля», организованном Институтом Адама Смита, заявил начальник управления ведомства Тимофей Нижегородцев. «Ряд действий имеет признаки притворных услуг, поэтому следующий этап проверок будет сосредоточен именно на этом», - сказал он.

Сейчас ФАС судится с сетями «Ашан» и «Атак»: они установили фиксированные цены на услуги для поставщиков в зависимости от размера их бизнеса. ФАС считает такой подход дискриминационным. Служба уже оштрафовала сеть Metro Cash & Carry на 126 млн руб. за создание дискриминационных условий для шести с половиной десятков поставщиков рыбы. Служба посчитала, что привязка стоимости услуг по продвижению продуктов к товарообороту нарушает закон. Metro удалось добиться отмены штрафа в суде, но апелляционная инстанция поддержала ФАС.

После принятия закона о торговле в 2010 г. у сетей осталось три основных способа заработка - наценки, бонусы и маркетинговые услуги, перечисляет гендиректор чайной компании Milford Илья Блинов. Наценка вполне законна, ретро-бонусы законны в пределах 10% и маркетинг тоже абсолютно законная история, говорит он.

«Дикси» оказывает поставщикам, например, услуги по продвижению - «публикация в каталоге, акции в магазине, мерчандайзинговые проекты, а также услуги аналитического характера», говорит представитель сети Екатерина Куманина. Но часто цена таких услуг очень высока по сравнению с их себестоимостью: например, каталоги с рекламой поставщика могут стоить от нескольких сотен тысяч рублей, но количество контактов с аудиторией несопоставимо с другими видами рекламы, говорит Блинов.

Помимо реального маркетинга существуют фиктивные бонусы - например, за информационные услуги, добавляет Блинов. Как правило, это информационная рассылка обзоров рынка, новостей и т. д. Также существует фальшмаркетинг, когда сети выписывают счет за оказание услуг, например участие в акции, хотя вы в реальности в них не участвовали, объясняет Блинов. Практически все фиктивные услуги входят в понятие маркетинговых, соглашается крупный поставщик хлебобулочных изделий. «Например, услуги по аналитике, за которые платят поставщики, были бы очень полезны, нам интересно сопоставлять наши объемы поставок с конкурентами. Но в реальности эти услуги не оказываются», - жалуется он. Как правило, стоимость таких услуг ритейлеры устанавливают в процентах с оборота, говорит он. «Если бы эти услуги оказывались честно, они бы имели фиксированную цену. В реальности маркетинговые оплаты могут стоить поставщику до 20% оборота, а по многим товарным позициям совокупные бонусы доходят до 50%», - утверждает поставщик.

Если договор сети с поставщиком по маркетинговым услугам привязан к обороту - «это один из признаков фикции», считает вице-президент Рыбной ассоциации Виталий Корнев. Второй критерий - это соотношение цены услуг и их рыночной стоимости. «Если какая-то сеть затеяла издание ежегодного журнала и просит за это несколько миллионов долларов - это нерыночная цена, за эти деньги можно провести кампанию на федеральном телеканале», - говорит Корнев. Ассоциация выступает с инициативой, чтобы на законодательном уровне все договоры поставщик - ритейлер, кроме договора поставки, были запрещены. «Если поставщик хочет их заключить, пусть сначала их разрешит ФАС», - предлагает Корнев. По его словам, сейчас эти идеи согласовываются с другими отраслевыми ассоциациями.

«Все наши услуги реальные», - утверждает представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. Ритейлеру не нужно специально доказывать реальность услуг, говорит Куманина: «Каждая работа закрывается полным отчетом, который содержит подтверждающие материалы о факте, параметрах и результате оказанной услуги».