Норвежцам стало несладко в России

Норвежская Orkla, владелец Кондитерской фабрики им. Н. К. Крупской, хочет продать российское подразделение из-за плохих финансовых показателей в 2013 г.
Бизнес в России растет слишком медленно, решили в Orkla/ PhotoXPress

«Оркла брэндс Россия»

кондитерское производство норвежской Orkla в России. Акционеры - Procordia Food AB (100%); Выручка (2012 г.) - 9,3 млрд руб.; чистый убыток - 1 млрд руб.

Норвежский кондитерский холдинг Orkla Group начал процесс продажи ОАО «Оркла брэндс Россия», говорится в годовом отчете холдинга за 2013 г. Слабое положение «Оркла брэндс Россия» на российском шоколадном рынке и усиление конкуренции способствовали падению продаж и прибыли. Рост выручки и доли рынка - неудовлетворительные, говорится в документе.

Выручка Orkla International (в это подразделение входят активы компании в России, Чехии, Польше, Австрии и Индии) увеличилась в прошлом году на 8% до 2,6 млрд норвежских крон (около 13,8 млрд руб. по курсу Центробанка на конец 2013 г.), показатель EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов по заемным средствам и амортизации) - отрицательный, минус 86 млн крон (минус 455,8 млн руб.). В 2012 г. EBITDA Orkla International составила минус 5 млн крон. Сокращение прибыли связано со слабой динамикой российского бизнеса, говорится в отчете. Рынок в России оставался в 2013 г. «сложным». Тем не менее у Orkla в России сильные бренды и большая доля рынка в северном регионе, отмечается в отчете.

В «Оркла брэндс Россия» входят Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской, комбинат «Пекарь» (оба производства находятся в Санкт-Петербурге), кондитерские фабрики «СладКо» в Екатеринбурге и Ульяновске. Фабрики Orkla в России производят конфеты, шоколад, карамель, печенье, вафли. Общий объем производства за 2012 г. - около 55 000 т, говорится в отчетности. Основные бренды компании - «Слад&Ко», «Конфи», «Волжанка», «Пекарь», «Азарт». Доля «Оркла брэндс Россия» в России, по собственным данным компании, 4,1% в денежном выражении, компания занимает шестое место на рынке кондитерских изделий. Основные рынки сбыта продукции - Северо-Западный, Уральский и Волжский регионы.

Стоимость российского бизнеса Orkla может составлять $150 млн без учета долга, оценивает управляющий директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Сейчас не время продавать, отмечает источник в руководстве крупной международной группы с активами в России. По его словам, иностранные компании не заинтересованы в расширении бизнеса, поскольку уже приобрели российские активы, а местные игроки могли бы купить, но дешево, например за полвыручки, 4,5-5 млрд руб.

Фабрики Orkla в России могут быть интересны «Объединенным кондитерам», Nestle и Cadbury (принадлежит Mondelez. - «Ведомости»), говорит Кривошапко. Представитель Nestle отказался от комментариев. В Mondelez International (экс-Kraft Foods) обычно не комментируют вопросы возможных покупок и продаж активов на рынке, сообщил «Ведомостям» представитель компании.

Основным своим конкурентом «Оркла брэндс Россия» в отчетности за 2012 г. называла холдинг «Объединенные кондитеры» (по данным Orkla, занимает 18% российского рынка). Холдинг судится с «Оркла брэндс Россия» за права на советские знаки. Самые крупные иски компания получила от «Рот фронта» и кондитерского концерна «Бабаевский» (входят в «Объединенные кондитеры»). Эти фабрики требовали от «Оркла брэндс Россия» компенсации за незаконное использование товарных знаков «Ласточка» и «Буревестник» - всего около 546 млн руб. В конце декабря суд утвердил мировое соглашение, по которому «Оркла брэндс Россия» должна выплатить 67 млн руб. В отчетности сказано, что на юридические споры и реструктуризацию компания потратила в 2012 г. 267 млн крон (1,4 млрд руб.).

Представители Orkla и «Оркла брэндс Россия» на запрос «Ведомостей» не ответили.