От редакции: Упорядочить регуляторов

Андрей Махонин/ Ведомости

Качество нормативных актов и законов, регулирующих повседневную деятельность бизнеса, не фигура речи. Их регулирующее воздействие влияет на издержки предпринимателей, желание развивать или, напротив, прекращать работу компаний. Сейчас бизнес теряет из-за мелочного и плохо организованного регулирования триллионы рублей. По оценкам экспертов Национального института системных исследований проблем предпринимательства, издержки достигают около 3% от оборота компаний. Непросчитанные законы или нормы, будь то повышение страховых взносов для бизнеса, запрет на продажу табака в торговых павильонах или увеличение пошлин на покупки в иностранных интернет-магазинах, увеличивают нагрузку на бизнес или повышают цену для потребителей. Запрет поставок отдельных товаров и изделий способен нанести вред интересам, а иногда (как с предложением запретить закупки иностранного медицинского оборудования) - здоровью миллионов людей.

Улучшение качества регулирования способно ускорить экономический рост или замедлить его падение. Дэвид Паркер и Колин Киркпатрик в написанной для бюллетеня ОЭСР статье «Экономическое влияние политики регулирования» указали, что реформа этой сферы способна существенно ускорить рост в развитых и в переходных экономиках. Сокращение объемов отчетности и более прозрачная процедура принятия новых норм в Австралии в 2005-2006 гг. дали 1,3% дополнительного ежегодного прироста ВВП. Эффект от будущей оптимизации регулирования до 2025 г. в еврозоне оценивается в 1,5% ежегодного повышения производительности труда. Примерно такой же результат дало снижение барьеров во Вьетнаме в 2008 г. Эффект от «умного» регулирования в России может достигать 1,5-2% ВВП, что может компенсировать расходы на присоединение Крыма и возможные потери от санкций.

Обычно важную роль в оценке последствий принятия новых норм и законов играет парламент. В России парламентский фильтр работает слабо: депутаты послушно одобряют подавляющее большинство правительственных и президентских законопроектов.

Но есть и другие механизмы совершенствования регулирования. Директор Центра оценки регулирующего воздействия ВШЭ Даниил Цыганков в докладе «Перспективные инструменты повышения качества регуляторных решений» предлагает отменить явно устаревшие нормы, продлить время общественного и экспертного обсуждения новых постановлений, ввести экспертизу фактического воздействия действующих актов. Важным также представляется прозрачность не только обсуждения, но и процедуры принятия норм. Это позволит узнать авторов решений.