Плохие новости: За ценой не постоим

Есть какая-то ирония в том, что символом нового Крыма для всего мира стала Наталья Поклонская, генеральный прокурор полуострова. Молодая женщина всю жизнь проработала в другой стране с другими, пусть и похожими, законами - и понятно, что выполнять свои непосредственные обязанности ей будет очень непросто. Вообще, правоохранительная деятельность в Крыму столкнется в ближайшее время с большими проблемами.

Еще у жителей Крыма, скорее всего, начнутся проблемы с обращением наличных (они до сих пор пользуются гривнами), с поездками за рубеж (кажется, консульства в Ростове не собираются обслуживать крымчан), с родственниками, от которых их отделяет недружелюбный теперь Перекоп. Российские официальные лица любят говорить, что на остальной Украине нет легитимной власти, но там как раз проблем нет. Рестораны принимают карточки, банки и посольства работают как прежде, а полиция - точно не хуже, чем при Януковиче; хуже некуда.

Беда не в том, что Россия присоединила Крым. Беда в том, как бесцеремонно это было сделано и какую цену придется заплатить жителям полуострова и метрополии, гражданам России и Украины, остальным нашим соседям. Студентам, которые уехали учиться в Киев и весной будут решать, возвращаться ли на малую родину. Украинским работникам в России и их нанимателям. Крымским татарам, которые никогда не видели от Москвы никакого добра. Миллионам людей с родственниками по ту сторону границы.

У маленькой победоносной войны будет и экономическая цена. По консервативным оценкам министра Улюкаева, в 2014 г. из страны уйдет $100 млрд - не сильно меньше, чем в кризисном 2008 году. Алексей Кудрин считает, что крымская кампания будет стоить России даже нынешнего, скромного экономического роста. Западные страны ввели санкции. Накопительные пенсии, национализированные в этом году, тоже пойдут на полуостров.

Кроме миллионов маленьких человеческих трагедий и сотен миллиардов долларов мы рискуем вещами, о которых даже думать не хочется. Такого напряжения в мире не было уже двадцать лет. Видимость спокойствия зависит от нескольких тысяч солдат в Крыму - и надежды, что ни один из них не нажмет спусковой крючок. До сих пор никто из российского верховного командования не дал гарантий, что дальше Крыма русские войска не пойдут. Мы все заложники в азартной игре, в которой вынуждены оплачивать постоянно растущие ставки, не имея возможности принимать решения.

Раз в несколько лет первые полосы газет пишут про какого-нибудь трейдера, который тратит миллиарды на рискованные активы и в конце концов уничтожает банк со столетней историей. Имена и обстоятельства все время разные, но стимулы одни и те же - если выигрыш твой, а проигрыш оплачивает наниматель, то зачем сдерживать свой азарт. У финансистов есть даже специальный термин, описывающий эту ситуацию: моральный риск. Сейчас мы можем наблюдать в прямом эфире, как одинокий трейдер топит огромный банк, по странному совпадению именуемый «Россия».

Новая политическая реальность, которая перестала уже быть нашим внутренним делом, очень проста: победы нам нужны все чаще и чаще, а за ценой, как известно, мы не постоим.