От редакции: Два федерализма

Andrey Rudakov/ Bloomberg

Руководство России предлагает Украине подкорректировать модель государственного устройства: перейти от унитарного государства к федерации, где «каждый регион чувствовал бы себя комфортно» (слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова). Теоретически это хороший совет. Ведь федеративное устройство позволяет малым национальным общностям чувствовать себя частично суверенными в рамках большого и сложного государства. Но чем именно интересен федерализм нынешнему руководству России?

Вот первая группа характеристик федерации: федерализм предполагает способность центра делиться властью с регионами, делегировать им значительную часть полномочий, финансовых и материальных ресурсов, сохраняя при этом единство политики по ключевым направлениям развития страны. Для развитой федерации характерны институты и механизмы согласования интересов между центральными и провинциальными элитами, возможность политического торга между ними. В любом случае федерализм - это распределение власти и суверенитета по горизонтали.

Андрей Захаров, автор книги о федерализме («Спящий институт: федерализм в современной России и в мире», 2012), напоминает о второй группе важных свойств федерализма. После краха колониальных империй федерализм стал единственным политическим средством, позволяющим легально, т. е. без применения силы, приобретать новые территории (подробнее см. статью «Имперский федерализм», «Ведомости» от 19.03.2014). Автономизация вполне может быть путем как к выходу (сецессии) субъектов из состава федерации, так и к присоединению их к другой федерации. И то и другое обусловлено добровольностью объединения, а добровольность (на бумаге, по крайней мере) обычно записывается в конституции федераций.

При этом стоит помнить, что закрепленная в конституции (как в СССР) или подразумеваемая (как в основном законе Югославии) норма об отделении в условиях политической или социальной нестабильности может стать катализатором националистических настроений и главным инструментом распада государства, будь то Советский Союз, Чехословакия или, например, Пакистан.

Теперь ответим на вопрос, какие именно особенности федерализма прежде всего интересуют руководство России? Первая группа его свойств в России практически не действует: суверенитет весь сосредоточен в Москве. Политическая и бюджетная централизация в России увеличивается, а не спадает. А вот вторая группа свойств федерализма, т. е. заложенные в нем возможности для присоединения новых территорий, Москве, как показал опыт с Крымом, нужны и важны.

Поддерживая федерализм в соседних государствах, Москва напоминает о своем стратегическом интересе к территориям с русскоязычным населением, которые к тому же оформлены как автономии в составе федераций.