Покупатели не ко двору

Финансовые результаты Большого гостиного двора в 2013 г. снизились впервые с 2009 г. Выручка сократилась на 3,9%, прибыль - на 13,5%. Причина - снижается потребительская активность
Главным преимуществом Гостиного двора остается его расположение/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Выручка ОАО «Большой гостиный двор» (БГД) за 2013 г. уменьшилась на 3,9% по сравнению с 2012 г. до 1,3 млрд руб. (без НДС и акцизов), прибыль - на 13,5% до 96,6 млн руб., следует из бухгалтерской отчетности компании. В последний раз выручка снижалась в 2009 г. - на 16,9% по сравнению с 2008 г. до 1,2 млрд руб. В отчете за 2012 г. БГД предупреждал, что 2013 год будет сложным: потребительская активность и реальные расходы петербуржцев снижаются. На собрании акционеров 23 мая будет утвержден отчет за 2013 г., сообщил вчера представитель БГД, отказавшись от дальнейших комментариев.

БГД управляет торговым комплексом общей площадью около 80 000 кв. м на Невском проспекте, 35. В 2000 г. КУГИ передал компании 74 000 кв. м в аренду на 49 лет примерно по $1,7 за 1 кв. м в месяц. Торговая площадь комплекса - около 16 000 кв. м., часть ее БГД сдает в аренду, а также самостоятельно реализует товары собственных закупок. Валовой доход от собственной торговли в 2012 г. составил 170 млн руб. Арендные ставки в БГД не раскрывают. Директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина оценивает их от $100 до $130 за 1 кв. м в месяц, что соответствует диапазону многих торговых центров. Покупательский поток комплекса - 35 000-100 000 человек в день, говорила в конце февраля председатель совета директоров БГД Надежда Тушакова.

Заметно общее замедление потребительского рынка, люди стали делать меньше покупок, а затраты на эксплуатацию комплексов растут, говорит председатель совета директоров УК «Адамант» Дилявер Меметов. Доходы девелоперов не растут, резюмирует он. В числе факторов, влияющих на экономику торговых комплексов, он называет расположение, а также дисконтные акции арендаторов.

Один из арендаторов рассказывает, что в его магазине в Гостином дворе хорошие финансовые показатели и большой трафик, в основном туристов, но эта точка не главная по обороту в сети. Бренд «Гостиный двор» хорошо известен туристам, но, чтобы привлечь требовательных жителей Петербурга, нужно менять формат комплекса, считает Лапина.

У комплекса нет единой и понятной концепции, «Галерея» и «Невский центр» оттянули покупателей, говорит представитель Fort Group (миноритарий БГД) Константин Виноградов. По его словам, в Гостином дворе странный и непривлекательный набор брендов, а общая ставка аренды неэффективная, она ниже в несколько раз, чем в торговых центрах Fort Group.

Стратегия БГД - развитие социально-общественной, культурной и образовательной функции комплекса. Компания намерена к 2017 г. открыть во внутреннем дворе академию музыки, домовый храм и музей истории развития купечества. В результате торговая площадь к 2017 г. увеличится до 30 000 кв. м вместо ранее планируемых 50 000 кв. м.