Скучные вещи

Тридцать шестой Антикварный салон явно свидетельствует о кризисе если не антикварного рынка, то самого мероприятия-долгожителя
Экспонаты салона мало меняются с годами/ А. Махонин/ Ведомости

На антикварных салонах в Центральном доме художника время остановилось - одни и те же галереи на своих привычных местах. Иногда кажется, что с теми же самыми вещами: тяжелой мебелью, крупноформатной русской живописью с обязательным Айвазовским, фарфором, все чаще советским, дореволюционным серебром и иконами разного размера и возраста, в богатых окладах или обильно отреставрированными.

Так было не всегда. Ежегодный, а уже несколько лет как проводимый два раза в год компанией «Экспо парк. Выставочные проекты» сбор антикваров знал лучшие времена, но после экономического кризиса словно застыл - новые участники не появляются, старые скучают. Слово «международный» в названии оправдывает только Джеймс Баттервик из Лондона, показывающий советскую графику 20-30-х гг. На этот раз он выставил рисунки киевского художника, одного из лидеров украинского авангарда Александра Богомазова, как всегда оценил их дорого.

Московские антиквары также выставляют надежный западный товар, галерея Artvarius показывает хорошего вкуса европейскую графику ХХ в. с ясным провенансом - 1500-20 000 евро. «Евроантиквар» предлагает качественную бельгийскую керамику в стиле ар деко с многочисленными подтверждениями ее подлинности, самая большая ваза стоит 15 000 евро.

Цены, в общем, предсказуемые. Но бывают и неожиданности - набор в 90 листов образцов советских тканей, в том числе и агитационного текстиля, 20-30-х гг. был оценен галереей «Два века» в невероятные $350 000.

Большинство участников салона на вопрос о стоимости отвечают, но до сих пор для некоторых этот вопрос воспринимается как интимный, неприличный. Во сколько оценивает галерея «Три коллекции» фарфоровую скульптуру Кукрыниксов, «Ведомостям» сообщить отказались.

Зато на третьем этаже ЦДХ, где салон превращается в качественный блошиный рынок, ценники рассказывают все: что крупная советская тиражная скульптура «Жница» 30-х гг. стоит солидные 120 000 рублей, а «Татьяна», явно пушкинская, также тиражная, но на тридцать лет моложе - всего 5000. Вообще, на третьем этаже как-то веселее, там можно найти разные невероятные вещи вроде деревянной птичьей клетки на подставке, очевидно советской, но в стиле модерн, который долго жил в вещах демократичных. $6000 - и она облагородит любую дачу. Только птичку туда сажать не стоит - запачкает ценную вещь.