Три акта методических целей

Пермский театр оперы и балета и Пермский хореографический колледж показали мировую премьеру балета в трех актах «Голубая птица и принцесса Флорина»

Несмотря на то что раньше такого балета никогда не существовало, многих наверняка преследует ощущение дежавю. Немудрено: Голубую птицу и принцессу Флорину, героев французской сказки Мари-Катрин д'Онуа, в свое время пригласил на свадьбу принцессы Авроры и принца Дезире в «Спящей красавице» Петипа, сочинив им по этому случаю па-де-де.

Благодаря этому па-де-де, одному из самых красивых в истории балета, герои забытой сказки привлекли внимание Алексея Мирошниченко. В томе д'Онуа он нашел тонну любви, ненависти, исчезновений и превращений - всего того, из чего варился классический балетный спектакль. А в Париже в руки хореографа тоже почти чудесным образом попали партитуры «Гентской красавицы» и «Питомицы фей» Адольфа Адана, некогда не уступавших по популярности его же «Жизели». Вместе с дирижером Валерием Платоновым Мирошниченко раскроил и заново сшил музыку для трехчасового балета, который танцуют дети из хореографического колледжа для детей в зрительном зале.

Но детскими забавами новый спектакль, постановка которого способна поглотить бюджет маленького государства (только костюмов сшито 352), не ограничен. Хореограф при его создании, конечно, был увлечен идеей познакомить детей с миром классического балета. Но собственное прошлое воспитанника Вагановской академии захватило его настолько, что фантазия отказалась укладываться в жесткие нормы школьной программы. Впрочем, привязанный к французскому Средневековью сюжет позволяет исполнителям на практике применить уроки народно-характерного и исторического танца. С пантомимой, которую усердно выковыривали из старинных спектаклей полвека, оказалось сложнее, причем не только танцовщикам, но и постановщику: там, где ограничиться схемами из известных балетов не удалось, язык жестов превратился в язык глухонемых. Это, однако, не помешало проявить себя темпераментной Ларисе Москаленко в роли главной злодейки Мадельгарды.

Зато благодаря обильно представленному в спектакле миру фей Мирошниченко дорвался до сочинения больших ансамблей, порой даже соперничающих по численности с Петипа. Хореограф создал ансамбли и группы, захватывающие красотой и оригинальностью рисунка. Не поскупился он и на наполнение главных партий. Они оказались настолько виртуозны, что перешли к взрослым премьерам - Наталье Домрачевой, Никите Четверикову и Руслану Савденову. Их виртуозность и выдержка - еще один урок, который «Голубая птица и принцесса Флорина» преподают школьникам.