Поспорили на 150 млрд руб.

«Ростелеком» и Минкомсвязи никак не согласуют условия контракта, сулящего госоператору 150 млрд руб. Как стало известно «Ведомостям», у них серьезные разногласия по проекту
Министр связи Николай Никифоров не спешит подписывать контракт с «Ростелекомом»/ А. Махонин/ Ведомости

Изначально «Ростелеком» и Минкомсвязи планировали подписать контракт по проекту «Устранение цифрового неравенства» еще в прошлую субботу, но теперь подписание отложено на неопределенный срок, рассказали «Ведомостям» источники с обеих сторон. Виной тому разногласия, которые возникли у оператора и ведомства.

Единственным участником конкурса оказался «Центр энергоэффективности «Интер РАО ЕЭС» (ЦЭИ) - совместное предприятие «Интер РАО» и «Росатома». Это вызвало вопросы у некоторых членов совета директоров и миноритариев «Ростелекома», с которыми поговорили «Ведомости». Об этом сказали, в частности, человек, близкий к одному из крупных акционеров «Ростелекома», и владелец небольшого пакета акций. У обоих ЦЭИ ассоциируется с владельцем банка «Россия» Юрием Ковальчуком, сын которого Борис работает председателем правления «Интер РАО». А нынешний президент «Ростелекома» Сергей Калугин долго был гендиректором «Национальных кабельных сетей», где Ковальчук-старший несколько лет являлся основным акционером.

Суть проекта - подключение к интернету удаленных населенных пунктов, куда до сих пор не проложены оптоволоконные линии связи; в некоторых из них подключиться к интернету можно в лучшем случае через спутник. Заняв в мае 2012 г. пост министра связи, Николай Никифоров причислял решение проблемы цифрового неравенства к ключевым задачам Минкомсвязи. А в 2013 г. уточнил, что единым подрядчиком по этому проекту должен стать государственный «Ростелеком» как наиболее опытный из российских операторов. В декабрьском интервью «Ведомостям» Никифоров рассказывал об идее министерства заключить с «Ростелекомом» десятилетний контракт на 150 млрд руб. Эти средства предполагается почерпнуть из фонда универсального обслуживания, куда все российские операторы ежеквартально отчисляют по 1,2% доходов от услуг связи и за счет которого государство до сих пор возмещало убытки так называемых универсальных операторов - обслуживающих общедоступные таксофоны и пункты коллективного доступа в интернет.

Минкомсвязи хочет, чтобы список городов, которые нужно подключить к интернету, был максимально широким, говорят собеседники «Ведомостей» (в феврале 2014 г. Никифоров обещал журналистам, что такой список появится до 1 апреля). Тогда как у «Ростелекома» и его акционеров другой, более консервативный взгляд на размер этого списка.

Контракт с «Ростелекомом» «в стадии согласования», передал «Ведомостям» замминистра связи и массовых коммуникаций Дмитрий Алхазов. Этот контракт - важнейший для телекоммуникационной отрасли и Минкомсвязи сделает «всё, чтобы средства фонда [универсального обслуживания] расходовались с максимальным эффектом для населения», обещает чиновник. Но пока существуют «принципиальные аспекты», по которым еще предстоит договориться: в частности - ответственность оператора за доступность универсальных услуг связи жителям удаленных городов и за соблюдение графика создания точек доступа в интернет. Министерство считает, что ответственность должна быть в основном материальной, объясняет Алхазов, не уточняя, о чем речь.

Прежде всего она должна быть обоюдной, следует из слов вице-президента «Ростелекома» по взаимодействию с госорганами Александра Маслова. «Ростелеком» исходит из того, говорит он, что контракт должен кроме прочего еще и обеспечивать финансовую устойчивость оператора; «вокруг баланса приоритетов и идут основные дискуссии». «Ростелеком» заинтересован в добросовестном выполнении договора, заверяет он, и у компании есть для этого все возможности: с тех пор как год назад у «Ростелекома» сменился менеджмент (президентом вместо Александра Провоторова стал Сергей Калугин), закупки оператора стали более эффективными, теперь «Ростелеком» строит больше, дешевле и быстрее. Поэтому ответственность «Ростелекома» и государства за выполнение условий договора должна быть как минимум двусторонней и равноценной, настаивает менеджер. Сейчас это не так, следует из его слов: были случаи существенных задержек с перечислением оператору средств из фонда универсального обслуживания, что «может поставить под вопрос сроки реализации проекта - и не по вине исполнителя».

Судя по данным СМИ, это первые серьезные разногласия между новым менеджментом «Ростелекома» и Минкомсвязи. До сих пор чиновники министерства высказывались о действиях новой команды «Ростелекома» исключительно положительно.

Пока «Ростелеком» не договорится с Минкомсвязи, он не может подвести итоги конкурса по выбору подрядчика для проектирования и строительства этих сетей. В середине марта оператор объявил тендер на 62 млрд руб. - крупнейший по крайней мере за последние два года, его итоги предполагалось подвести 31 марта. Среди ключевых требований к конкурсантам - наличие опыта строительства телеком-инфраструктуры не менее чем в 42 субъектах Федерации и наличие специальных кадров. Плюс к тому претенденты должны были предоставить залог в 2 млрд руб.

Представители крупных строительных компаний, работающих с операторами, говорят, что их компании не участвовали в конкурсе как раз из-за его условий. «Лентелефонстрой» отказался от участия в основном из-за залога: он оказался для компании слишком велик, говорит председатель ее совета директоров Владимир Скляревский. Кроме того, «средняя цена за 1 км оптоволокна по этому конкурсу - 300 000 руб., такую цену в оговоренные сроки строительства может дать только компания, имеющая прямой доступ к электроэнергетической инфраструктуре, которой в масштабах страны обладают только энергетики». Скляревский называет тендер «Ростелекома» беспрецедентным по масштабам: всего в России строится 12 000-15 000 км оптоволоконных линий в год, а в данном случае речь идет о 40 000 км за тот же период.

«Союзтелефонстрой», с 2010 г. один из основных подрядчиков «Ростелекома», тоже не участвовал в конкурсе из-за большого залога, говорит его гендиректор Андрей Бобровский.

Представитель ЦЭИ отказался комментировать тендер до подведения его итогов, сказав лишь, что опыт компании полностью отвечает требованиям. ЦЭИ как нельзя лучше подходит на роль исполнителя проекта, заявлял накануне и Калугин: компания имеет доступ ко всем линиям электропередачи, что упрощает прокладку кабеля вдоль них.