Правила игры: Открывать, а не закрывать границы

Возможные санкции европейцев в отношении России по следам крымской эпопеи вызвали массу эмоциональных и фанатично-слепых заявлений по обе стороны границы. Особенно остро это, например, чувствовалось в Санкт-Петербурге: помимо вестей с российских просторов сюда ветер заносит и новости из соседней Финляндии. Один финский парламентарий на прошлой неделе призвал коллег ограничить русских в праве покупать недвижимость в Суоми из-за вмешательства России в дела Украины и Крыма. Ведущая финская деловая газета Kauppalehti на это отреагировала таким пассажем: «Удивительно, что в нашем парламенте до сих пор можно найти столько глупцов. Казалось бы, отношение к русским должно было немного поменяться по сравнению с декабрем 1939 г. Нам нужно создавать условия для того, чтобы люди путешествовали больше, а не меньше. Большинство финских предприятий в юго-восточной Финляндии без русских давно приказало бы долго жить».

Представители бизнеса вообще, кажется, исповедуют более человечный, рациональный и прагматичный взгляд на сложившуюся ситуацию. Например, Стаффан Таст, глава петербургского отделения финской компании SATO, одного из ведущих инвесторов в жилую недвижимость в Северной Европе, считает, что лучшим ответом Евросоюза на действия России в Крыму была бы полная отмена въездных и рабочих виз для россиян.

Можно долго спорить о том, как повлиял бы на ситуацию на рынке труда в Европе такой ход. Одни, предполагая фиксированное число рабочих мест в экономике, будут говорить, что приток мигрантов приведет к увеличению уровня безработицы - заблуждение, известное в теории как lump of labour fallacy. Другие - что мигрируют в основном самые отчаянные и предприимчивые, способные создавать новые бизнесы и рынки. В любом случае важно, однако, то, что снижение объемов торговли с Россией из-за возможных санкций может привести в Европе к потере рабочих мест, а вот приток туристов - точно не приведет.

Последнее соображение, видимо, и побудило на прошлой неделе единомышленников господина Таста в Брюсселе внести в Еврокомиссию предложение об упрощении процедуры выдачи шенгенских виз россиянам и об увеличении сроков их действия. Это достаточно показательный факт того, что эмоции наконец уступают дорогу здравому смыслу: еще в начале марта Евросоюз заявлял о приостановке переговоров с Россией по упрощению визового режима.

В долгосрочной перспективе, однако, не все измеряется только количеством новых рабочих мест и дополнительной прибылью от туризма. Положительный эффект большей доступности Европы - это и расширение кругозора путешествующих россиян: им должно быть проще не только понимать другую точку зрения на правила игры в потенциально конфликтных ситуациях, но и объяснять европейцам свою. Но следует помнить, что возможность легко путешествовать не всем одинаково подходит. Двести лет назад Уильям Хэзлитт писал, что путешествие делает мудреца лучше, а глупца - хуже. Интересно, что бы классик английского гуманизма сказал про россиян начала XXI века?