Аполлон против козлика

Фестиваль балета «Мариинский» открылся премьерой - впервые в России станцевали «Сильвию» британского классика Фредерика Аштона
В облике старинного балета спряталась комедия/ Н. Разина/ Ведомости

Античный сюжет взывает к богам, любуется миром наяд, не забывает радостей крестьянской жизни, легко манипулирует бурями и грозами: трехактный спектакль 1952 года рассчитан на мощь производственных технологий и большую труппу. Но театр пригласил из Лондона знатоков аштоновского наследия Анну Тревьен и Сьюзан Джонс, рекрутировал в репетиционные залы свои лучшие силы, и к премьере были готовы два равнозначно интригующих состава.

В первом за любовь всемогущей балетной царицы Виктории Терешкиной, по сюжету нимфы Сильвии, боролись прыгучий Владимир Шкляров в костюме пастуха Аминты и Юрий Смекалов, в роли коварного похитителя Ориона демонстрирующий богатый опыт изображения злодеев всех мастей. Кажется, для балерины текст Аштона, этот ловко выстроенный частокол из самых немудреных элементов классического экзерсиса, хотя и фаршированных под соусами разных подходов, ракурсов и амплитуд, вообще не составил труда. Даже длиннющую вариацию третьего акта, действительно виртуозную, она исполнила на едином легком дыхании. Во втором составе красавица Алина Сомова позволила любоваться собой в дуэтах с Ксандером Паришем в партии Аминты и ориентальных танцах в гроте Ориона, а также сопереживать своей героине, когда на нее обрушился гнев богини Дианы, неистовой в представлении Софьи Гумеровой.

И если бы не финальный третий акт, можно было бы подумать, что между постановщиком громоздко-серьезной «Сильвии» 1952 г. и Аштоном упоительной «Тщетной предосторожности» 1960 г. нет ничего общего. Но на торжестве в честь Сильвии и Аминты хореограф соединил Козочку и козлика с Персефоной и Плутоном и Терпсихору с Аполлоном. Этот задорный перепляс не оставляет сомнений: под прикрытием античного балета в большом стиле хореограф сочинил еще одну комедию. И пышущая самоварным гневом Диана, которой Эрос демонстрирует ее бурные объяснения с Эндимионом, и потрясающий всклоченной бородой Орион, и бронзовеющий в откровенном трико Эрос, да и ловко пляшущие с граблями крестьяне оказываются героями комического балета, стилизованного под старину. Обжить этот мир изящной британской насмешки еще предстоит.

Санкт-Петербург