Ориентиры: Деньги в масштабе

Мировое инвестиционное сообщество оправилось после кризиса 2008 г. и вновь готово вкладывать деньги в проекты в разных сферах недвижимости.

Инвесторов интересует все: строительство жилья, торговых центров, офисных высоток, редевелопмент промзон, инфраструктурные проекты. Но заниматься такими проектами бизнес намерен в сотрудничестве с государством. Таково основное впечатление от прошедшей в середине марта в Каннах 25-й, юбилейной выставки MIPIM.

«Девелоперы и государство должны договариваться и вместе развивать крупные инфраструктурные и экопроекты. У нас просто нет другого выхода», - заявил в интервью «Ведомостям» французский урбанист Кристиан Девилер. Он занимается проектом Nice-Meridia - созданием на Лазурном берегу транспортного хаба и технополиса, где разместится 680 000 кв. м жилых, торговых, офисных площадей, парков и общественных зон.

Тема транспорта была одной из самых обсуждаемых. Заммэра Москвы Марат Хуснуллин повторил, что в ближайшие три года в столице России планируется построить 60 км линий метро, около 100 км железнодорожных линий, 40 транспортных развязок и 240 км дорог. «Транспортная инфраструктура строится ради того, чтобы вокруг развивалась территория. Инвесторы понимают, что если земельный участок не обеспечен транспортной инфраструктурой, то он не стоит почти ничего. В новом откорректированном генплане Москвы предусмотрены километровые зоны вдоль строящихся магистралей, которые будут активно застраиваться. В итоге получается такой синергетический эффект: вкладывая ресурсы в транспорт, город увеличивает привлекательность для инвестирования», - подытожил чиновник.

Развитие депрессивных территорий - еще одно направление для европейского, московского в том числе, девелопмента. Мэр Лондона Борис Джонсон намерен использовать мировой инвестиционный интерес к недвижимости в британской столице на пользу ее жителям, отметив, что зарубежные деньги могут пойти и на строительство в промзонах жилья для лондонцев. Гамбург показал на MIPIM проект редевелопмента старого порта и прилегающих к нему промзон. Благодаря ему город к 2025 г. намерен разрастись на 40%. На месте депрессивной территории появится новый район со 180 000 кв. м недвижимости.

Российские девелоперы также намерены обустраивать промышленно-коммунальные территории столицы. Для редевелопмента город предлагает более 18 000 га, рассказал на совместной конференции газеты «Ведомости» и правительства Москвы Константин Тимофеев, глава Москомстройинвеста. Чиновники считают, что инвесторы, развивающие проекты на десятках гектаров, должны делать концепции развития и проекты планировок площадок в сотни гектаров. Девелоперы не против, но хотят от властей понятных правил и льгот.

Министерство регионального развития России представило Каннам новое национальное агентство «Инвестируй в Россию». Из 83 регионов страны на выставке присутствовало более десятка. Один из масштабных амбициозных проектов - брянский торгово-деловой комплекс «Аэропарк сити» (240 000 кв. м). По замыслу властей он должен стать центром, простите за тавтологию, нового центра города, где запланировано построить 2 млн кв. м новой недвижимости.

Россия впереди всей Европы по заявленным к вводу торговым центрам. Из анонсированных на 2014-2015 гг. европейских 14,1 млн кв. м торговой недвижимости в нашей стране должно быть построено 3,8 млн кв. м. Для сравнения: планы Германии на ближайшие два года - 1,5 млн кв. м.