Дорога дороже не стала

Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) прошла аудит. Смета признана заниженной, подрядчику предлагается сэкономить за счет более коротких сроков строительства
Денис Абрамов/ Ведомости

В пятницу определятся претенденты на строительство и эксплуатацию первого участка ЦКАД - секции длиной 49,5 км в новой Москве; стартовая цена (см. график) - 52,4 млрд руб. Это первый участок нового кольца вокруг Москвы, выставленный на конкурс. По решению вице-премьера Аркадия Дворковича конкурс был продлен на четыре месяца ради проведения технологического и ценового аудита (см. врез).

Вчера госкомпания «Автодор» опубликовала основные выводы аудита первой секции ЦКАД. Его провел «Сетек инжиниринг», российский филиал французской инжиниринговой компании Setec. «Автодор» выбрал «Сетек» на конкурсе в конце января, заключение нужно было дать 28 февраля. Сроки очень сжатые, заключение аудитора еще дорабатывается, рассказывает чиновник, курирующий проект.

Но некоторые выводы аудитора (первоначальная редакция заключения есть у «Ведомостей») уже учтены в конкурсной документации. По рекомендации аудитора будущему подрядчику нужно будет уточнить очередность строительства элементов одной из развязок, предусмотреть шумовые полосы для снижения аварийности, заменить часть железобетонных водопропускных труб на металлические гофрированные (они служат дольше и позволят сэкономить на эксплуатации) и вместо стандартных натриевых ламп в фонарях использовать светодиодные.

«Сетек» также предупредил, что сметная стоимость стройматериалов занижена: реальные расценки поставщиков, которые запросил аудитор, по некоторым позициям в разы выше заложенных в проект. Например, готовая песчано-щебеночная смесь необходимой марки на рынке вдвое дороже, чем в смете. В среднем затраты на стройматериалы могут превысить сметные на 5%, говорится в заключении аудитора. «Сетек» указывал и на неучтенные затраты: например, по экологическому сопровождению строительства.

«Сетек» также рекомендует исполнителю обновить график работ: имеющаяся проектная документация предполагает, что на строительство уйдет шесть лет, но по решению правительства трасса должна быть сдана до конца 2018 г.

Сокращение сроков строительства означает, что придется мобилизовать ресурсы, а это увеличивает затраты, заметил на вчерашнем публичном обсуждении аудита вице-президент строительной компании АРКС Дмитрий Долгов, к тому же недооценены материалы, но никаких решений не предложено.

Зато есть резервы экономии, указывает министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов: более сжатые сроки означают сокращение затрат на оплату труда и содержание проектного офиса, сокращены и предельные затраты на страхование.

У победителя конкурса будет право предложить оптимизацию проекта, объяснил предправления «Автодора» Сергей Кельбах, увеличение сроков или рост стоимости исключены. Зато после того как предложения подрядчика пройдут Главгосэкспертизу, стоимость может еще снизиться. Предложения подрядчика пройдут также аудит.

Аудит первой секции ЦКАД показал, что цена определена объективно и корректно, заключает Абызов: «Правительство результатами удовлетворено». «Это скорее троечка - аудит вызывает смешанные чувства», - говорит другой федеральный чиновник, курирующий проект: есть значимые выводы, например о занижении сметы на стройматериалы, но нет сравнения с иностранными аналогами.

В первоначальном заключении аудитора, представленном в «Автодор», стоимость первой секции ЦКАД сопоставлена с проектируемыми трассами самого «Автодора», над которыми работал тот же проектировщик - «Союздорпроект». «Сетек» сравнивал затраты на первую секцию со стоимостью еще одного участка ЦКАД и секции трассы М11 Москва - Санкт-Петербург с 58-го по 149-й км и пришел к выводу, что стоимость соответствует аналогам. Международный опыт будет учтен, заключение дорабатывается, уверяет Абызов.

Требования к качеству аудиторского заключения должны быть достаточно жесткими, уверен сотрудник крупной консалтинговой компании: рекомендации аудитора должны помочь государству и подрядчику действительно оптимизировать проект, а проверка для галочки будет неинтересна даже самим консалтинговым компаниям.