Marussia притормаживает

Marussia Motors Николая Фоменко освобождает сборочные цеха, а специалисты компании нанимаются в НАМИ. Сюда же были переданы все разработки по «ё-мобилю» Михаила Прохорова
Запуская проект Marussia, Николай Фоменко рассчитывал продавать 500 автомобилей в год/ A. Rudakov/ Bloomberg

Marussia Motors постепенно сворачивает производство и освобождает территорию сборочных цехов, рассказал «Ведомостям» сотрудник завода «Снежинка», где Marussia арендует площади для производства своих спорткаров (см. врез). Первый этап сокращения арендуемых площадей был в январе, сказал он. К какому сроку сотрудники Marussia должны сократить объем арендуемых площадей, он не знает. Тем не менее «пока о полном прекращении договора аренды речи не идет», говорит собеседник «Ведомостей».

«Коллектив дизайнеров Marussia уже уволился из компании», - рассказывает бывший ее шеф-дизайнер Максим Чащин. «Часть сотрудников Marussia будет трудоустроена в НАМИ», - сказал «Ведомостям» представитель института, отказавшись от других комментариев. По словам человека из «Снежинки», часть сотрудников Marussia по-прежнему приходят на рабочие места. Тем не менее «Ведомостям» в течение всего дня так и не удалось дозвониться по городским телефонам. Документального подтверждения закрытия предприятия нет, сказал источник «Ведомостей» в Минпромторге. Представитель создателя проекта - Николая Фоменко - не ответил на запрос «Ведомостей».

Может быть закрыт еще один амбициозный автомобильный проект - «ё-мобиль» (проект бывшего руководителя «Онэксима» Михаила Прохорова), выяснили «Ведомости».

Представленный в 2010 г. автомобиль позиционировался как экологически чистый инновационный бюджетный гибрид. Предполагалось, что самая бюджетная модель будет стоить дешевле 400 000 руб. Однако уже в сентябре 2012 г. компания предупредила о переносе сроков запуска серийного производства, а вчера и вовсе отменила строительство заводов.

«В текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно», - приводятся на сайте «Онэксима» слова гендиректора компании Дмитрия Разумова. В официальном заявлении говорится, что компания передала в НАМИ основную техническую документацию по платформе представленного летом 2013 г. в Санкт-Петербурге «ё-мобиля» в безвозмездное пользование.

Заместитель гендиректора НАМИ Андрей Гармай подтвердил «Ведомостям», что вся документация, технологии получены. Знакомый Михаила Прохорова сказал «Ведомостям», что у Прохорова был выбор: «Продать полученные технологии зарубежным компаниям, переговоры шли с несколькими претендентами, в том числе из Китая, однако было принято политическое решение - оставить разработки в России».

НАМИ заниматься производством автомобилей не будет, так как выпуск автомобилей не относится к профилю деятельности института, пояснил Гармай. По его словам, пока институт не планирует привлекать российских или зарубежных партнеров для выпуска «ё-мобиля». «Но применение этим технологиям будет найдено», - заверил Гармай.

Когда стало понятно, что в существующем формате «ё-мобиль» не может быть реализован, НАМИ было предложено купить за символическую цену (1 евро) инженерные наработки по этому проекту в том числе и потому, что идея широкого внедрения гибридных приводов остается актуальной, рассказывает чиновник Минпромторга. Он тоже говорит, что договоренностей ни с одним отечественным производителем по использованию разработок компании Прохорова нет.

«Ё-мобиль» и Marussia - частные проекты с высокими рисками, сказал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: «Сложные экономические обстоятельства, ослабление рубля лишь последняя капля к уже существующим факторам: невозможность удержаться в заявленных ценовых рамках («ё-мобиль») или широко раскрутить бренд».