Цифра недели: 70 млрд руб.

Андрей Махонин/ Ведомости

Настолько сократился за март объем денег населения на счетах в Сбербанке. Это не очень много - примерно 1% от суммы, которую россияне держат в главном банке страны. Бывали набеги и пострашнее: каждый январь объем вкладов в Сбербанке сокращается в среднем на 4%. Правда, этому предшествует еще больший рост в декабре - на счета поступают пенсии, зарплаты, бонусы и прочие предновогодние выплаты, которые снимаются со счетов и тратятся в следующем месяце.

Вот только сейчас не январь, а в остальные месяцы (происходившее в 2008-2009 гг. - исключение, которое подтверждает правило) вклады в Сбербанке обычно растут. А теперь - отток, который, когда будут подведены итоги, скорее всего будет зафиксирован и по всей банковской системе. Так считает, например, президент «ВТБ 24» Михаил Задорнов. Что происходит?

Причин несколько. Первая лежит на поверхности - реакция на события вокруг Крыма. Падение рубля, угрозы санкций, а затем блокировка карт нескольких банков вызвали панику - многие вкладчики стали снимать деньги, покупать валюту и нести ее кто в сейфовые ячейки, кто под матрасы. Многие банкиры говорили, что в марте в некоторых отделениях у них не осталось свободных ячеек.

Однако Сбербанк - особый случай. В нем хранится почти половина всех частных вкладов, в том числе не самой обеспеченной части населения. И отток показывает, что россияне начинают тратить накопленное.

Этому отчасти способствовала нервозность в связи с Крымом. Разговоры о том, как будут переписаны ценники на импортные товары, наверняка ускорили многие крупные покупки: бытовой техники и проч., а для кого-то даже квартиры. Да что там - моя знакомая пара (оба - финансисты), посмотрев на происходящее на рынках в начале марта, отправилась в гипермаркет покупать «в промышленных масштабах» импортные продукты долгого хранения.

Но дело не только в этом. Многие россияне вынуждены проедать свои сбережения. Предпосылки для этого создавались давно - экономика-то остановилась. Инфляция разогналась почти до 7% (в годовом выражении). В январе - феврале реальные доходы населения оказались меньше (99,7%), чем в первые два месяца 2013 г.

Компенсировать сокращение доходов кредитами стало сложнее: россияне уже сильно закредитованы, а банки все строже отбирают заемщиков. К концу прошлого года каждый десятый кредит не обслуживался в срок, а в регионах люди тратили на обслуживание кредитов до 45% доходов. Тут уже не до займов, приходится залезать в кубышки.

Банкиры надеются на скорый возврат вкладов по мере того, как напряженность в отношениях с Западом будет спадать. Но для продолжения роста вкладов нужен рост доходов населения, но откуда ему взяться без ускорения экономики? Рассчитывать на него не стоит: по новому прогнозу Минэкономразвития (см. статью на стр. 01), он в этом году составит 0,5% и даже при наращивании госрасходов - максимум 1,1%. Так что прогноз Агентства по страхованию вкладов о 17-19%-ном росте вкладов в этом году может сбыться разве что за счет переоценки валютных вкладов из-за падения курса рубля.