Балет из буклета

Фестиваль балета «Мариинский», открывшийся старомодной «Сильвией» Фредерика Аштона, продолжился радикальной «Инфрой» Уэйна Макгрегора
Артисты Мариинского балета выполняют хореографические задачи Макгрегора в безупречном рисунке/ Валентин Барановский/ ИТАР-ТАСС

На то, чтобы перепрыгнуть из золоченых карет античных богов в виртуальную реальность современных технологий, у петербургских танцовщиков были всего сутки. Таков традиционный режим фестиваля «Мариинский», который старается во всех ракурсах продемонстрировать свою труппу, даже когда показывает тенденции, господствующие на другом конце мира.

Едва переваливший за сорок Макгрегор как раз и воплощает один из магистральных путей современной хореографии. Его постановки, сжатые, как вспышка, сюжет заменяют идеей, и иногда ее соединение с танцем кажется чистым безумием. Так, «Инфра», созданная в 2008 г. для Королевского балета Великобритании, где Макгрегор является штатным хореографом, стала реакцией на террористические взрывы, потрясшие Лондон в середине 2000-х. Без программы в 20-минутном спектакле с полуэлектронной музыкой Макса Рихтера этого не заподозришь: 12 танцовщиков в повседневных бесцветных маечках-купальничках выходят соло, парами, маленькими компаниями, решая собственные задачи, - одни мягко тянутся, другие упруго скачут, третьи сосредоточенно ищут точку опоры с поддержкой или без. Лексика Макгрегора узнается без труда, хотя петербургские тела придают ей непривычную безупречность, прямо-таки безапелляционную сталь выговора.

Беспокойство вносят мультипликационные человечки, проецирующиеся на ленту светодиодного экрана над сценой (сценография Джулианы Опии, дизайн света - Люси Картер). Они куда-то беспорядочно спешат и не позволяют впасть в медитацию от индивидуального мастерства Виктории Терешкиной, Екатерины Кондауровой, Анастасии Матвиенко, Кимина Кима, Филиппа Степина, Андрея Ермакова - состав подобран действительно завораживающий. Задача танцовщиков - превратить рваный ритм движений, напоминающий кардиограмму, в психологические портреты - людей нервных, одиноких, неуверенных. Это оказывается непростой задачей, для некоторых непосильной.

Пожалуй, лучше всего в фестивальном спектакле это удалось Александру Сергееву. Он уловил, что полагаться стоит не на воспоминание о красоте, отпечатанной в зеркале балетного класса, а на реакцию собственных нервных окончаний. Через его тело, кажется, проходит тот ток высокого напряжения, который выделяет Макгрегора среди других хореографов. Танец Сергеева позволяет убедиться, что идеи хореографа способны резонировать с сегодняшним днем, и не только в буклете.