Мобильных рабов не отпускают

Половина российских абонентов, пожелавших воспользоваться услугой переноса номера, не смогла это сделать. Операторы объясняют это неправильным оформлением документов
Абонент уже может выбрать оператора для обслуживания своего номера, но гарантий, что к нему удастся перейти, пока нет/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Отказы перенести мобильные номера уже приводили к конфликтам между операторами. В начале декабря 2013 г., сразу после того как начал действовать принцип MNP, несколько сотен абонентов, написавших заявления на перенос номеров, получили извещения об аннулировании своих заявок, рассказывали «Ведомостям» представители сотовых компаний и профильных ведомств. Операторы завалили Минкомсвязи жалобами, обвиняя друг друга в нежелании расставаться с абонентами и намеренном игнорировании части их заявок на смену сети. В марте 2014 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело по жалобе «Мегафона» на МТС, не исполняющую заявки конкурента на перенос в его сеть номеров Совета Федерации. Позже МТС, в свою очередь, пожаловалась в ФАС на «Мегафон», отказывающийся передать ей на обслуживание 29 номеров центрального аппарата МВД, используя MNP.

На этой неделе закончился переходный период по внедрению MNP сотовыми операторами. Теперь они обязаны придерживаться жестких сроков переноса номеров: восемь дней для физических лиц и 29 дней - для юридических. Во время переходного периода - с декабря 2013 г. по апрель 2014 г. - операторы могли самостоятельно определять дату переноса номера. Теперь же операторы, не обеспечившие переход своих абонентов в другую сеть в положенный по закону срок, должны будут обслуживать его бесплатно, отмечает представитель Федерального агентства связи (Россвязь) Владимир Калинин.

Услуга переноса мобильного номера (MNP) действует в России с 1 декабря 2013 г. По данным подведомственного Россвязи Центрального НИИ связи (ЦНИИС, ведет базу данных о перенесенных номерах), зарегистрировано чуть более 253 000 заявлений на перенос номера, де-факто перенесена примерно половина номеров - чуть более 129 000. Сотрудник одного из профильных ведомств объясняет, что, скорее всего, большая часть неперенесенных номеров принадлежит людям, которым отказано в переносе.

Впрочем, доля успешно перенесенных номеров растет, рассказывает Калинин. В декабре 2013 г. было подано 29 661 заявление на MNP, а успешно прошло всего 378 переносов (1,4%), рассказывает он. В марте же 2014 г. заявок было уже 91 132, из которых операторы успешно удовлетворили 60 036 (65,9%), следует из материалов Россвязи. Количество заявок на MNP тоже растет, признает Калинин, но, как показывает мировой опыт, вместе с количеством желающих перенести номер растет и доля успешно перенесенных номеров - Россвязь рассчитывает, что со временем она увеличится и до 75, и до 90% и более, говорит он.

Количество отказов в переносе номеров начинает снижаться - операторы обо всем договорились, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Наиболее существенная причина отказов - несовпадение данных об абонентах и принимающих и отдающих номерах операторов, объясняет она. Важно, чтобы клиент, желающий воспользоваться услугой, правильно заполнял все персональные данные в своем заявлении оператору-реципиенту - они должны совпадать с данными в договоре, заключенном с оператором-донором, говорит Айбашева. Несовпадение персональных данных - причина отклонения заявки на перенос номера в 99% случаев, согласен представитель Tele2 Константин Прокшин. В переносе номера может быть отказано также, если абонент пытается перенести не принадлежащий ему номер, не оплатил задолженность перед оператором-донором в срок, добавляет представитель МТС Дмитрий Солодовников. MNP еще не заработала достаточно корректно, предстоит приложить еще много усилий, чтобы она перешла из ручного в автоматический и стала работать как единый механизм, констатирует представитель «Мегафона» Олеся Еременко.