Музей как часть города

Завтра директор Пушкинского музея Марина Лошак представит новую концепцию развития музея. В чем она будет состоять - она рассказала «Ведомостям»
Д. Абрамов/ Ведомости

То, что говорит Марина Лошак в этом интервью, кажется фантазией. Но она уверена: какую картину нарисуешь, такую и претворишь в жизнь. А картину она нарисовала исключительно талантливую и вполне реалистичную, была бы воля к ее воплощению не только у директора Пушкинского.

- Насколько изменилась концепция расширения Пушкинского музея?

- Возможно, человеку, знакомому со старой концепцией, покажется, что она мало отличается от предыдущей, но она стратегически сменилась безусловно, а может быть, и тактически. Мы говорим не только о реконструкции музея, но и о создании музейного квартала, который ориентирован на городскую среду. На обживание этой среды различными культурными инициативами. Когда мы говорим «музейный квартал», всем видятся прекрасные венский или берлинский музейные кварталы.

- А разве они не образцы?

- Наша задача - не просто заполнить площади, а сделать открытый музей, живое пространство - для человека. Кстати, хотелось бы сделать его пешеходным, у нас и сейчас мало транспорта. Поэтому мы должны войти, и уже входим, в плотный контакт с городскими властями, с главным архитектором города Сергеем Кузнецовым.

- А какие функции городские, не музейные, вы предлагаете?

- Самые разнообразные. Музей располагает несколькими зданиями, всей ландшафтной застройкой. Среди исторических у нас появится и новое здание. Главная позиция музея - исключительное уважение к старым домам. То есть там, где планировал строить Фостер, - там историческая застройка, и мы ее сохраним, включим в новую архитектуру. В этой зоне 5000 кв. м выставочных, 9000 депозитарных и 3000 реставрационных. Появится сугубо музейное пространство, но максимально открытое для публики. Чтобы зрители могли видеть работу реставраторов, любоваться исторической мебелью, в которой хранятся антики. Мы хотим, чтобы наше графическое собрание было также максимально открыто.

- Но графику нельзя держать на свету?

- Идеально - можно два месяца. А нас 380 000 листов - сколько можно выставок сделать! Следующее: исторически музей связан с учебной программой, он задуман для обучения студентов. Вот и мы хотим получить лицензию на обучение, чтобы у нас учились не только дети. У нас есть возможности для диссертационной работы, для обучения реставраторов. Есть 1000 кв. м исторической застройки - пойдут для учебно-реставрационного центра. Там будут выставки и мастер-классы по реставрации. Будем привлекать серьезных иностранных специалистов. Еще одна площадка будет связана с дизайном.

- Все музейные дела, а городское пространство - это что?

- Я и рассказываю. Мы не только хотим, чтобы человек посещал музей и его отделы. Представьте, весь комплекс начнется с музейного магазина, дальше будет большая кассовая и информационная зона, где можно будет купить абонемент на сколько угодно дней с посещением всех площадок городка. А в каждой зоне можно будет купить билеты только в это место. Дальше, там где сейчас находится Институт философии, должен быть музей импрессионистов и постимпрессионистов. У нас большие планы по поводу этого здания. Там картины будут висеть просторно, в хорошем освещении, но это тема для отдельного интервью. Техническое задание для каждого здания было такое: чтобы музей функционировал до 10 часов вечера и, когда закрывается экспозиция, там можно было бы интересно проводить время.

- Кафе, лектории?

- Да, и кинозал, и ресторан. Каждая часть комплекса должна существовать самостоятельно - и везде свой набор, и музейные магазины по соответствующей тематике. Например, в здании музея импрессионистов сохранился винный подвал со времен Голицына, мы хотели бы продавать там вино с этикетками, связанными с нашими экспонатами. В каждом здании должно быть место для детей, где они могли бы поработать и поучиться. Ты можешь остаться в любом месте квартала надолго или, наоборот, быстро перейти, например, в галерею старых мастеров.

- Где она будет?

- В особняке Вяземских - там большая экспозиция, свой кинозал, свой ресторан. Там в подвалах будет собрана вся музейная инженерия. И там находится большой подземный коридор, он будет красивым - открытое хранение. То гобелены будем выставлять, то витражи.

- Давно хочу спросить, что же останется в главном здании?

- Главное здание - самое любимое и важное для нас место. И оно сохранилось в первозданном виде - редчайший случай. Здесь будет музей музея, инсталляция музея. Чрезвычайно деликатная, чрезвычайно тонкая, воплощенная мечта о музее. Там слепки становятся частью архитектуры, ведь наши слепки уже сами по себе артефакты. Еще мы должны наполнить этот музей нашими коллекциями древностей. Их много, и они потрясающие. Не только Восток, не только фаюмы - у нас крупнейшая коллекция фаюмских портретов, уникальная. Не забывайте, половина наших вещей в фондах - и их надо показать. Есть потрясающая коллекция Древнего Китая, Древней Японии, Средней Азии, Кипра. В целом, надеюсь, это будет памятник традиционному музею, и очень важно сделать его деликатно и вместе с тем современно. Наше главное выставочное пространство останется там, и Декабрьские вечера будут проходить там же. Я уверена, что традиции надо свято соблюдать.

- На этом закончим?

- Далее, кроме отдела графики, Музея личных коллекций будет еще и депозитарий с выставочным пространством, где будут проводиться самые разнообразные выставки, связывающие разное искусство. Еще у нас в доме Стулова - изумительном здании, где все сохранилось, вся роспись Невинского, все витражики, и которое мы сейчас частично занимаем административными отделами, - будет такое старомодное место для тех, кто любит уединение. Там будет все, что связано с текстом: от клинописи до футуристической книги. Это будет место для одиночек, для тех, кто не любит толпы и шума, там можно будет почитать в библиотеке, послушать винил в тихой комнате. А во флигеле голицынской усадьбы у нас будет музей музея, потому что мы храним фантастический архив, там будут проходить, например, встречи друзей Пушкинского. Еще летом мы построим три временных павильона. Сохранение ландшафта - большая задача. У нас уже подсчитаны все деревья, которые надо сохранить. И направление, связанное с экологией, также наш приоритет.

- Так какой же штат нужен, чтобы весь комплекс работал? И какой бюджет?

- У нас есть бизнес-план, мы сейчас с ним работаем. Еще я не сказала, что в планах нашего развития есть направление «Новый Пушкинский», связанное с музеем современного искусства в нашем формате, эта стратегия была всегда.

- Так надо закупать весь ХХ век!

- Что-то есть в Музее личных коллекций, но, так как наш музей мирового уровня, мы должны делать приобретения. И сейчас многие современные художники, уже ставшие классиками, знают про эту идею и готовы и дарить, и продавать по музейным ценам. Здесь должен быть глубокий, взвешенный, основательный подход. Но для него надо найти правильное место, вроде электростанции напротив Зарядья. Хотя мы не настаиваем на центре.

- И кто же будет осуществлять ваши планы?

- Мы вместе с Москомархитектурой объявляем закрытый конкурс, 15 июня должны получить его результат. Нам важно, чтобы общество понимало, что это не просто федеральный музей, но что мы делаем еще и городской проект. Мы важная часть города, не менее важная, чем ВДНХ или парк Горького. Ясно, что будет тяжело, что нас ждет много неожиданностей. Но мы должны сделать так, чтобы проект стал родным для общества, а не травматическим, как каждая многолетняя стройка в городе. Еще мне бы очень хотелось превратить эту стройку в арт-проект, в культурное событие. Я уже знаю, кто может это сделать, какие художники. С помощью звука, подсветки - нужно художественное осмысление самого строительства.