Не убивал бы

Боевик «Три дня на убийство» (3 Days to Kill) с Кевином Костнером в роли профессионального киллера и доброго семьянина показывает, что Люк Бессон совсем размяк
Здесь могла бы быть фотография Костнера с пистолетом, но этот кадр говорит о фильме больше/ kinopoisk.ru

Давным-давно, когда Люк Бессон еще был режиссером, киллер Леон с грустным лицом Жана Рено любил только свой фикус и потому был лучшим в профессии. Сердце Леона дрогнуло лишь раз, когда в его дверь постучалась, ища защиты, маленькая Матильда. За нее Леон и погиб. И спустя двадцать лет мы все еще помним, что это была красивая история.

Теперь за Бессона снимают другие люди (в титрах «Трех дней на убийство» стоит имя Макджи), но он все еще сочиняет историю про доброе сердце киллера. Только не печальную, а комическую.

Итан (Кевин Костнер) работает на ЦРУ, но не все ли равно: работа, как у Леона, - людей убивать. У Итана нет фикуса, но есть дочь-подросток Зои (актриса Хейли Стайнфелд на пять лет старше, чем была Натали Портман, когда играла Матильду). Итан ее очень любит, но вот уже пять лет так занят на работе, что звонит Зои раз в году - поздравить с днем рождения. После неудачной спецоперации в Белграде, когда ЦРУ упустило международного злодея Альбиноса (Тома Лемарки), Итан очнулся на больничной койке и узнал, что жить ему осталось три месяца: опухоль мозга, метастазы в легких. Надо ехать в Париж - писать завещание, мириться с бывшей женой (Конни Нильсен), а главное, пытаться наладить отношения с дочкой. Но тихой семейной жизни не получается. В первый же день, когда Итан пытается купить тунца на ужин, к нему подкатывает на спорткаре роковая блондинка в черном (Эмбер Хёрд) и говорит: «Я дам вам парабеллум» (или что-то вроде того). Итан стар, болен, но только он может вычислить и убрать Волка (Рихард Заммель), который еще больший международный злодей, чем Альбинос.

В обмен на злодейские души Итану предлагается экспериментальное суперлекарство, побочным эффектом которого являются галлюцинации при учащении пульса, но, если хлопнуть рюмку водки, все пройдет.

Не худшая заявка для комедии с элементами абсурда. Итан мог бы носить с собой фляжку, но не ищет легких путей и старается мочить плохих парней в ночном клубе, поближе к барной стойке. Сцена, в которой Акела не то что промахивается, а просто валится без сил за полметра до цели и роняет пистолет, повторяется три раза. Но логичная мысль заначить для такого случая чекушку так и не приходит Итану в голову. Ему некогда. То убийства, то семья. Жена улетела в Лондон, надо покатать дочь на карусели, спасти от плохой компании, научить ездить на велосипеде и готовить спагетти. Все это страшно отвлекает от задания и очень размягчает. Итан весь фильм делает то, что человек его суровой профессии позволять себе не должен, - предается сантименту и решает на работе личные дела. В результате мафиозо-итальянец под пыткой выдает ему рецепт соуса болоньезе, а другую комическую жертву Итан возит в багажнике, чтобы под рукой всегда был человек, который может поделиться отцовским опытом. Это напоминает уже не «Леона», а «Малавиту», недавний фильм Бессона, в котором Роберт Де Ниро в роли американского мафиозо, скрывающегося во Франции, решал привычными криминальными методами любые бытовые и жилищно-коммунальные проблемы семьи. Но герой Костнера добрее и не калечит людей почем зря, без производственной необходимости. Он даже не выгоняет из своей квартиры большое африканское семейство, самовольно вселившееся туда в отсутствие хозяина. Ибо на пороге смерти осознает важность семейных ценностей и человеческих отношений.

Бессон так увлекается этой добродушной комедией, что, когда спохватывается и решает кого-нибудь убить, кажется, что начинается другой фильм. Вдобавок героя Костнера периодически посещают галлюцинации, переходящие в похмелье, отчего возникает подозрение, что либо семейная идиллия, либо кровавая работа ему просто приснились.

Но для режиссера Макджи все это вообще не имеет значения. Костнер что-нибудь да сыграет с любым постановщиком, а у Макджи одна, сугубо рекламная задача: как можно выгодней показать несколько моделей Peugeot, в частности, их превосходство над Audi в сцене погони. Это напоминает уже не «Малавиту», а «Такси», еще один сценарно-продюсерский продукт Бессона, в котором французы уделывали немецкий автопром. Но «Три дня на убийство» все время что-нибудь напоминают, и это впечатление общей вторичности важнее частностей.

Давным-давно, когда Люк Бессон еще был режиссером, он знал, что сердце профессионального убийцы должно дрогнуть лишь раз и этого будет достаточно. Сюжет сожмется в тугую пружину, и, когда она распрямится, герой умрет, а зрители заплачут. Теперь все иначе, теперь лишь раз дрогнет сердце зрителя. Когда Зои спросит Итана: «Где ты был все это время? Может, у тебя была другая семья? Другая любимая дочь?» Итан, конечно, ответит «нет», но мы-то знаем, что это неправда. Ей было двенадцать лет. Ее звали Матильда.

В прокате с 10 апреля