Tele2 целится в тройку

К 2018 г. совместное предприятие Tele2 и «Ростелекома» хочет занять третье место среди российских операторов по числу абонентов и выручке
Екатерина Кузьмина/ Ведомости

У предприятия «Ростелекома» и Tele2 на двоих, по данным AC&M Consulting за IV квартал 2013 г., было 38,4 млн абонентов - оно на четвертом месте среди сотовых компаний в России. Лидером рынка остается МТС (73,1 млн абонентов), второй «Мегафон» (66,3 млн), замыкает тройку «Вымпелком» (58,1 млн). По выручке СП тоже было четвертым. По расчетам Райффайзенбанка, доля Tele2 и «Ростелекома» среди крупнейших операторов по итогам прошлого года составила 13% рынка. Лидером по выручке по итогам 2013 г., по данным Райффайзенбанка, была МТС (31,5%), второй «Мегафон» (29,9%) и третий «Вымпелком» (26,5%).

СП «Ростелекома» и Tele2 рассчитывает к 2018 г. занять третье место по абонентской базе в России, рассказал вчера заместитель гендиректора сотового оператора Джерри Калмес. На вопрос «Ведомостей», входит ли в планы оператора стать третьим по выручке и сможет ли он достичь этой цели, Калмес ответил: «Надеюсь, что да».

Рост абонентской базы произойдет за счет выхода в новые регионы и интеграции сотовых активов «Ростелекома», уверен Калмес. Общее число регионов присутствия вырастет с 60 до 83. По словам Калмеса, большой вклад в рост - как в абонентскую базу, так и в выручку компании - внесет московский рынок. Точные сроки запуска сети в Москве менеджер не назвал, ограничившись лишь обещанием, что это может произойти «в ближайшее время». Ранее источники «Ведомостей» рассказывали, что сеть заработает в Москве не раньше середины 2015 г.

Tele2 надеется, что росту абонентской базы компании будет способствовать ее новая маркетинговая стратегия, которую компания представила вчера. Tele2 останется дискаунтером. Но компания сменила знаменитую концепцию «Мафия», стартовавшую в 2006 г., на новую - «Честность». Основные ее принципы - честное ценообразование (так, например, Tele2 хочет отказаться от использования сносок мелким шрифтом, содержащих ограничения по использованию услуг), прозрачная и оперативная работа клиентского сервиса. Новый слоган оператора - «Честно - дешевле». В наружной рекламе оператор использует все пространство щитов для размещения тарифного предложения, отказавшись от звездочек и мелкого шрифта.

Tele2 представила и обновленную тарифную линейку. Оператор отказался от однообразных названий тарифов наподобие тех, что традиционно используют сотовые компании. Теперь тарифы называются по цветам - «Красный», «Оранжевый», «Желтый», «Синий». На упаковке каждого из них написано, для чего он предназначен - например, «для звонков на номера Tele2» или «для звонков на городские телефоны». Позже у оператора появятся пакетные тарифы, которые будут включать в себя услуги 3G и 4G, рассказали представители компании. Они будут оформлены в похожем ключе. По такому же пути Tele2 пошла и в сегменте предложений для предпринимателей. Тарифы для бизнеса носят названия, соответствующие буквам греческого алфавита: «Альфа», «Бета», «Гамма».

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин рассказывает, что еще осенью Tele2 давала инвесторам прогнозы по росту своей выручки и абонентской базы. Из них следует, что абонентская база компании к 2018 г. должна была увеличиться до 56 млн человек, а выручка - до 212 млрд руб.

При этом доля оператора в выручке всех российских сотовых операторов должна была составить, по тем же расчетам, 25%. Источник, близкий к СП, все цифры подтверждает. Исходя из этих цифр можно сделать простой расчет общего объема рынка, каким его представляет Tele2, - 848 млрд руб., говорит Либин. Получается, что среднегодовой темп роста выручки всех сотовых операторов должен составлять 0,6%, продолжает рассуждать он. При этом, учитывая показатели проформы, среднегодовой темп роста самого оператора, по его прогнозам, должен составлять 15%.

Это означает, что выручка «большой тройки» на этом фоне должна постоянно падать, заключает Либин. «Я не думаю, что МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» будут сидеть сложа руки в ситуации выхода на рынок четвертого федерального игрока и спокойно смотреть на то, как у них падают основные финансовые показатели», - говорит аналитик. Кроме того, отмечает он, трудно представить, как СП будет расти при такой плохой рыночной ситуации - когда сотовый сегмент насыщен и выручка у всех остальных растет низкими темпами. Фаза роста рынка закончилась задолго до выхода на рынок четвертого федерального игрока, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Евгений Голосной. Поэтому достичь одновременно третьего места и по абонентам, и по выручке невозможно, считает он. Компании придется выбирать: либо добиваться сумасшедшего роста абонентской базы и мириться с низкими показателями ARPU и небольшой рентабельностью, либо все-таки сосредоточиться на росте выручки и не зацикливаться на абонентской базе, заключает Голосной.

«Вымпелком» не намерен сдавать своих позиций Tele2 и «Ростелекому». Представитель компании Анна Айбашева говорит, что оператор обладает опытом успешной работы на рынках регионов, где уже более трех игроков. Она напоминает, что оператор разработал и запустил концепцию «Просто. Удобно. Для тебя», которая также ориентирована на упрощение и повышение прозрачности сервиса. «Вымпелком» «прикладывает значительные усилия» для создания положительного опыта в таких точках, как качество связи, выгодные тарифы и услуги, удобный клиентский сервис, прозрачность списаний, защита от спама, говорит Айбашева.