От редакции: Управляемый хаос

AP

Последние события на юго-востоке Украины и комментарии российских официальных лиц позволяют предположить, что каких-либо силовых акций Москва не планирует. После присоединения Крыма интересы Кремля на Украине сводятся к созданию условий для будущего влияния на власть в Киеве.

Вчера министр иностранных дел Сергей Лавров заявил о готовности России к переговорам в четырехстороннем формате с Украиной, США и ЕС. Конечно, при соблюдении всяких условий - формата, сроков, участия представителей юго-восточных областей и т. д. Накануне глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров сказал, что российские миротворцы не могут войти на территорию Украины по просьбе местных властей, так как это нарушило бы нормы международного права. В Донецкой, Харьковской и Луганской областях, где проходят пророссийские митинги и захваты административных зданий, не было и нет военных без знаков различия, которые обеспечивали силовую поддержку отделения Крыма.

Среди пророссийских активистов нет сколько-нибудь значимых людей, депутатов местных советов привлечь не удалось. Повода для ввода войск нет - и мы все можем этому радоваться, включая Кремль.

Если пытаться рационализировать политику Кремля в отношении Украины, какая-либо военная операция на юго-востоке (которой так боится Запад) выглядит невыгодной и ненужной. Эти регионы в отличие от Крыма не изолированы, там нет российской военной базы. Социальная ситуация и уровень поддержки России там совсем не такие, как в Крыму, риски всех типов гораздо выше, выше и опасность полной политической и экономической изоляции и новых огромных расходов для российского бюджета.

Судя по всему, нынешняя позиция заключается в следующем: поддерживать и контролировать нестабильность («управляемый хаос») на востоке Украины, чтобы поставить под сомнение легитимность президентских выборов, попытаться повлиять на конституционную реформу. Постоянно заявляемое Москвой требование федерализации Украины, очевидно, направлено на то, чтобы восточные регионы получили больше самостоятельности, расширили связи с Россией и в перспективе могли попроситься войти в ее состав или в Таможенный союз. Это скорее идея конфедерации, а не федерации. Конституционная реформа Украины готовится, и децентрализация полномочий там будет - интересно, насколько она устроит Сергея Лаврова.

Краткосрочные планы Москвы связаны с делегитимацией президентских выборов 25 мая, на которых ни один реальный кандидат не устраивает Кремль. Дестабилизация в восточных регионах могла бы иметь целью введение там чрезвычайного положения (с отменой выборов) или выборные скандалы - это поставит результат выборов под сомнение. Ведь есть «законный президент Украины» в Ростове-на-Дону.

В чем сила переговорной позиции Москвы? После Крыма - в непредсказуемости решений. Но в этом и слабость - сейчас в общении с Западом полностью утрачено доверие, невозможны неформальные договоренности, впереди долгий постепенный процесс достижения формальных соглашений.