Далеко до Таллина

Ростовская область и Краснодарский край оказались в середине ежегодного списка обеспеченности автомобилями, составленного агентством «Автостат». В лидерах - приграничные регионы
Продажи подержанных автомобилей - резерв для роста бизнеса дилеров/ А. Махонин/ Ведомости

Согласно данным «Автостата», Краснодарский край и Ростовская область находятся соответственно на 23-м и 35-м местах в рейтинге обеспеченности автомобилями в России. В крае 287 автомобилей на 1000 жителей (прирост - 5,1%), а в области - 278 (+6,9%). Средний показатель по России на начало года - 274 автомобиля на 1000 жителей. Прирост по сравнению с прошлым годом составил 6,6%.

Наиболее обеспеченные регионы - Приморский (572) и Камчатский (458) края. Причина таких высоких показателей в том, что через Дальний Восток идет ввоз подержанных иномарок из Японии, говорится в сообщении «Автостата». По данным агентства, часть иномарок затем уходит вглубь страны, продолжая числиться на учете в Приморье и на Камчатке. Фактическая же обеспеченность в этих регионах может быть на уровне других лидеров рейтинга - 300-350 автомобилей на 1000 жителей.

На третье место в списке, обогнав Московскую область, вышла Калужская (в регионе выпускаются 12% российских автомобилей). В топ-10 регионов по обеспеченности также вошли Калининградская область (336), Псковская область (334), Республика Карелия (329 шт.), Рязанская и Тюменская области (с одинаковым показателем в 312 шт.) и Москва (311). Самая низкая обеспеченность автомобилями в России - в Ингушетии (123), Чечне (117) и Чукотском АО (70).

«Обеспеченность автомобилями в России пока в 2 раза ниже, чем в западноевропейских странах, и в 3 раза ниже по сравнению с США. В то же время она из года в год растет, и даже при отсутствии положительной динамики рынка этот показатель будет продолжать стабильно расти», - отмечает директор «Автостата» Сергей Целиков. По его данным, через 8-10 лет показатель обеспеченности приблизится к уровню стран Восточной Европы - 400 автомобилей на 1000 жителей.

«Город Краснодар уже вполне насыщен. В крупных городах вообще этот показатель выше, причем дорожная инфраструктура не является сдерживающим фактором, - говорит директор по маркетингу и продажам «Ключавто» Сергей Киселев. - У нас большой процент сельского населения, у которого автомобиль достаточен один на семью. По этому показателю мы уже почти достигли максимума». По его словам, на низкий показатель насыщенности влияют высокие процентные ставки по кредитам - «они традиционно выше, чем в Европе, в 2-3 раза». «Ключавто» продает более 40% машин в кредит, хотя в 2012 г. этот показатель был на уровне 30%. Но рост произошел не из-за снижения ставок по кредитам, а из-за действия различных программ субсидирования государства и поддержки производителей, говорит Киселев.

«Насыщенность еще не достигла пиковой точки, есть резервы. Прежде всего они заключены в продаже подержанных автомобилей. В Ростове и Краснодаре, да и в целом в регионах, это не развито в силу разных причин. Дилеры делают ставку на новые автомобили, нет специализированных дилерских центров по продаже подержанных автомобилей. Хотя многие дилеры об этом задумываются. К этому скоро все придут», - говорит владелец ГК «Артекс» Вячеслав Камышный. Присутствие регионов, в которых меньше жителей, чем в Ростовской области и Краснодарском крае, в топ-10 он объясняет их близостью к крупнейшим рынкам сбыта - Китаю, Японии, Европе и Московскому региону.