Курентзис сломал «четвертую стену»

Дирижер Теодор Курентзис после десятилетнего перерыва появился в Петербургской филармонии, представив Хоровой концерт Альфреда Шнитке
Теодор Курентзис/ Владимир Постнов/ Санкт-Петербургская филармония

Выпускник Петербургской консерватории, который приобрел в последние годы мировую известность, но до сих пор не признан концертными институциями города на Неве, в Петербургской филармонии выступал раньше лишь дважды: во время учебы в консерватории и десять лет назад, в год трехсотлетия Петербурга. Неизвестно, на сколько лет еще затянулась бы пауза, если бы не инициатива организаторов фестиваля «Академия Православной музыки», ежегодно представляющих в Большом зале циклы «Великопостных концертов». Их усилиями меломаны и фанаты Курентзиса получили возможность увидеть кумира в Большом зале Филармонии.

Магическое рождение хорового звучания из тишины - таков был генеральный прием, что применил Курентзис в работе с хором, целенаправленно добиваясь сакрального настроения в условиях светского концерта. «Скорбные песнопения» из книги средневекового армянского схимника-монаха Григора Нарекаци идеально резонировали со временем: концерт проходил накануне Страстной недели. Курентзис с первых же тактов объединил зал возвышенно-благоговейным переживанием: это был род «сердечной молитвы» - трепетной и смиренной. Он работал с самим «веществом» хорового звука; лепил его, как глину, распространял окрест, создавая удивительные пространственные эффекты. Утвердившись посреди зала, в центральном проходе, Курентзис сломал невидимую преграду между залом и сценой. Хор, выдвинутый до авансцены, зазвучал ярче, осязаемей и рельефней. Курентзис придал исполнению Хорового концерта черты византийской литургии. В финале, на нескончаемом «Аминь», хор разошелся на два полухория - антифоны, обтекая по кругу аудиторию. Звук, как в византийском богослужении, менял параметры по мере движения и наконец затихал вдали, уже за пределами зала. Публика оказалась будто окольцована звуком, и неожиданно возникло искомое ощущение соборности - единения всех со всеми: общая ценность, которую каждый вынес с концерта.

В качестве бонуса публике предложили хоры из «Королевы индейцев» Перселла. Чувствовалось, что Питер Селларс, осуществивший постановку Перселла в Пермском театре, не пожалел времени на работу с хором. Не случайно и спектакль, и дирижер, и Камерный хор MusicAeterna были номинированы на европейскую премию Opera Awards в этом году.