От редакции: Остров Россия

Maks Levin/ Reuters

Активно обсуждаемая в связи с проблемой отношения России к Украине и другим странам бывшего СССР тема буферных государств, по существу, продолжение давнего спора об основаниях суверенитета малых государств.

Чаще других в связи с Украиной вспоминают «доктрину Брежнева», согласно которой страны социалистического блока обладали «ограниченным суверенитетом». СССР получал право вмешиваться в их внутренние дела, как при вторжении в Венгрию в 1956 г. или Чехословакию в 1968 г.

Подобная система взглядов на Западе связывается с концепцией стран «санитарного кордона», созданного по результатам Версальского договора (1919 г.) как барьер для проникновения коммунистических идей в Европу. После Второй мировой «санитарный кордон» сменил полярность, обратившись в страны советского блока. Термин «санитарный кордон» вновь ожил в речах российских политиков в 90-е гг: прежние союзники теперь рассматривались как агенты влияния Запада.

Одна из самых ярких российских трактовок этого сюжета - концепция филолога и философа Вадима Цымбурского (1957-2009), получившая название «остров Россия». По его мысли, Россия изначально отделена от романо-германской Европы «геополитическим Ла-Маншем» - Прибалтикой, Украиной, Белоруссией, Бессарабией, Финляндией, Польшей. Сюда же относится греческий проект Екатерины , предполагавший раздел Османской империи между Россией и Европой, но ограничившийся присоединением Крыма. Отделение России от Европы после 90-х только четче определяет геополитический статус России как «островной цивилизации», задача которой - не столько взаимодействие с окружающим миром, сколько удержание своей территории от поглощения «океаном» (главным образом со стороны Китая).

Все эти концепции - реплики в давнем споре о суверенитете малых государств. Концепция буферных государств восходит к системе, начавшей выстраиваться в Европе в XVII в. Родившийся в эпоху религиозных войн многополярный мир поставил европейцев перед необходимостью выстраивать политику на основе баланса сил. Буферные государства в этой системе координат - нейтральная территория между враждующими державами, не позволяющая их конфликту перейти в военную фазу. Именно здесь по большому счету корень концепции суверенитета малых стран, выгодного крупным державам, и идеи главенства международного права.

Воплощая на новом историческом витке старую идею «кордона», Россия окружает себя экономическими черными дырами и замороженными конфликтами.